Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
- эгоцентрическая «сфокусированность на себе», неспособность осознать возможности расхождения между собственным пониманием мира, пониманием мира другим человеком и объективным состоянием реальности.
Такая картина социального мира и себя самого субъективно переживается подростком как верная и не требующая коррекции. Мы показали, что аффективно-личностный эгоцентризм подростков играет роль своего рода защитного механизма. Он так искажает смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям подростка о себе. Феномен эгоцентризма проявляется в виде тенденции к созданию «второй» реальности, специфика которой обусловлена индивидуальным «жизненным путем» подростка. Преобладание в структуре эгоцентризма тех или иных компонентов позволяет типологизировать стратегии эгоцентрического видения мира подростком. Первая – преобладание эгоцентризма в области оценки социального мира, что позволяет подростку представить собственное поведение как оправданное и нормальное в силу того, что окружение эгоцентрически описывается как неадекватное и несправедливое. Вторая стратегия связана с искажениями представлений подростка о собственной личности. Это позволяет подростку представить своё поведение и собственные личностные особенности в качестве показателей уникальной успешной социализации, глубокого понимания современного мира, особой личностной организации, заслуживающей безусловной популярности. Таким образом, аффективно-личностный эгоцентризм оказывается препятствием для успешной социализации подростка. Это последнее должно быть учтено при организации психологической помощи школьникам. Эгоцентризм преодолевается при столкновении равноправных позиций, что подчеркивает значимость групповой формы работы с подростками. Столкновение позиции субъекта с иной точкой зрения должно рождать не попытки «обесценить» или исказить свое или чужое понимание мира, а необходимость поиска путей соотнесения, возможностей совместности в понимании явлений мира (в том числе, социального). Поэтому задачей психологической помощи становится коррекция понимания подростком себя и других, чему, в свою очередь, служат развитие рефлексии, навыков понимания мотивов собственного поведения и совладания с собой, уменьшение остроты внутренних проблем, навязчивости психологических конфликтов, мотивационные изменения. Открытие подростку возможности увидеть себя иным, в том числе иным в социальном отношении – одна из важнейших задач психологической помощи.
Это интересно:
История начала химии высокомолекулярных соединений
Вся история органической химии – это непрерывное триумфальное шествие органического синтеза, основное назначение которого – получение продуктов высшей химической ценности на основе доступного, чаще всего углеводородного сырья. Синтез считался успешным даже тогда, когда выход продукта достигал всего ...
Особенности развития речи детей раннего возраста
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и позна ...
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя начальных классов они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах, оборудованных столами или партами. Однако это в определенной мере огран ...