Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Одним из приоритетных направлений работы современного учебного заведения является определение уровня профессиональной подготовленности педагога, что в правовом плане закрепляется проведением аттестации. Осуществляемая в ходе аттестации педагогическая экспертиза сегодня нацелена на определение не только профессионального уровня педагога, но и того, как он переносит свои знания и умения на достижения своих воспитанников.
«Аттестация – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников учреждений образования».
Цель аттестации заключается в определении соответствия уровня профессиональной компетентности педагогического работника требованиям квалификационных характеристик при присвоении ему соответствующей квалификации.
Профессиональная компетентность − это совокупность умений педагога структурировать научные и практические знания для оптимального решения педагогических задач в таких областях, как:
Специальная область, в которой занят педагогический работник;
Методическая область, включающая средства, формы, методы педагогического воздействия;
Психологическая область, т.е. учет особенностей влияния педагогического воздействия на развитие детей.
Аттестация решает ряд задач.
Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников, их научно-теоретического уровня, развития творческой инициативы
Обеспечение педагогическим работникам возможности повышения уровня оплаты труда.
Повышение авторитета и социальной роли в педагогическом коллективе.
Следует отметить так же основные принципы аттестации. Они обеспечивают объективное, корректное, гуманное отношение к педагогическим работникам. К ним относятся:
• коллегиальность,
• системность,
• открытость,
• целостность экспертных оценок.
Приоритет личности, уважительное отношение к оцениваемому, его гражданским и профессиональным правам лежат в основе организации работы с аттестуемыми.
Аттестация педагогического работника осуществляется по каждой занимаемой им должности.
Педагогическая экспертиза, осуществляемая в ходе аттестации, помогает не только выявить профессиональный уровень педагога, но и его умение перенести свои знания и умения на достижения воспитанников. Грамотно организованная аттестация в учреждении образования является действенным средством, которое способно создать творческий микроклимат в педагогическом коллективе, содействовать повышению вклада каждого педагогического работника в достижение результатов работы ДУ.
Итогом аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории (второй, первой, высшей) в соответствии с уровнем его профессионализма.
«Квалификационная категория – уровень квалификации, профессионализма и продуктивности, соответствующий нормативным критериям педагогического труда и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности».
В республике Беларусь в учреждениях образования аттестация имеет свою законную силу в том случае, если она опирается на следующие нормативно-правовые документы:
«Положение об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь». Утверждено приказом Министра образования и науки Республики Беларусь от 7.12.1995 №456 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30.11.2000 №55).
«О внесении дополнений и изменений в Положение об аттестации» педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.04.2006 №40.
«.Положение о квалификационном экзамене». Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Беларусь от 7.12.1995 №456.
«Квалификационный справочник должности служащих, занятых в образовании». Утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.01. №53 (квалификационные характеристики работников, занятых в образовании).
Согласно действующему Положению, аттестация педагогического работника проводится в учреждении образования. Для ее проведения избирается аттестационная комиссия. Процедура создания комиссии и содержание ее работы будут рассмотрены далее.
Это интересно:
Общественно-педагогическое движение 1980–1990-х гг
Результаты общественно-педагогического движения середины XIX в. и в 1980–1990-х гг. Современное общественно-педагогическое движение отражает интерес населения к различным вопросам образования. Это не удивительно, так как к школе имеют отношение десятки миллионов людей – педагоги образовательных и в ...
Особенности развития грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
Ведущим механизмом развития грамматической строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий ...
Использование дидактических игр для развития умственной активности дошкольников
В современной дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр: творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строит ...