Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику и фонетику. В старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным психофизиологическим развитием эти компоненты должны быть сформированы.
При фонетико-фонематическом недоразвитии у детей наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонетический слух выражается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки кладя в основу этого объединения одни (существенные) и игнорируя другие (случайные) признаки звука.
Только при наличии его возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов.
Нарушение фонематического слуха заключается в том, что акустически воспринимаемые тоны и шумы звуковой речи не осознаются как фонемы, слоги и слова нашей речи.
Как показывает теория и практика логопедии, при определении характера нарушений лежащих в основе дефектного звукопроизношения у детей с ФФН основное внимание исследователей обращается на развитие фонематического восприятия.
Как отмечают в своих работах Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше, без достаточной сформированности восприятия невозможно становления его высшей ступени – звукового анализа.
Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: звуков, слогов и слов.
Р.Е. Левина отмечает что, узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что фонетико-фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
У детей с сочетаниями нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустическо-артикуляционными признаками.
Р.М. Боскис, А.Р. Лурия, Н.А. Швачкин, Л.Ф. Чистович, Р.Е. Левина считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука монет в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Еще до поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируется практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания.
В соответствии с темой исследования мы выделим цель нашей работы: определить этапы коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объектом исследования является сигматизм свистящих звуков у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предметом – преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза. Преодоление свистящего сигматизма у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием возможно, если предлагаются специальные виды заданий и упражнений, направленные на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, с учётом этапа коррекционной работы и уровня нарушенного звукопроизношения.
Задачами исследования являются:
1. На основе изучения теоретических источников дать характеристику ФФ недоразвитию.
2. Охарактеризовать состояние произносительной системы языка у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
3. Провести экспериментальное изучение состояния произносительной системы языка у дошкольников и выявить особенности ее сформированности.
4. Разработать рекомендации по коррекции произношения свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методами исследования являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- психологический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость данной дипломной работы раскрывается в возможности использования ее в практической деятельности педагогов работающих с детьми, которые имеют речевые нарушения, воспитателем дошкольных образовательных учреждений.
Во «Введение» обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель и задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована, рабочая гипотеза и оценка практическая значимость.
В первой главе «Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи в работах отечественных исследований» дан анализ 30 теоретических источников, освещены основные аспекты данной проблемы, дана характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений свистящих звуков. Определено направление экспериментально - практического исследования.
Во второй главе «Коррекционная работа по преодолению нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием» содержится описание организации экспериментального исследования, выявление нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, преодоление нарушений свистящих звуков у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и дается анализ полученных результатов.
В «Заключении» представлены выводы по дипломному исследованию.
Это интересно:
Педагогическое диагностирование младших школьников с ЗПР
В должностные функции учителя не входит квалификация состояния ребенка. Однако это вовсе не означает, что педагогическая деятельность исключает диагностические методы и приемы работы. Ведь прежде чем работать над развитием какого-либо процесса, следует убедиться в необходимости такой работы. Кроме ...
Разработка метода проектов
Роль учителя при выполнении проекта. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников воп ...
Возрастные особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст - первая крупная перемена в жизни ребенка, решительные изменения в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения с окружающими. Быстро развив ...