Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия "Фрактал"

Педагогика и воспитание » Формирование творческой активности у детей среднего школьного возраста в процессе пропедевтики понятия "Фрактал"

Страница 1

Современная российская школа переживает обновление содержания, форм и методов обучения в целях поиска путей наиболее эффективного личностного развития учащихся на основе воспитания потребностей в творчестве, самообразовании, формировании ответственного отношения к процессу учения и в целом к собственной жизни. Это определило актуальность избранного нами направления исследования.

В научной литературе существуют разночтения в трактовке понятия «творчество». Так В.Н. Дружинин определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью.

В.А. Далингер понимает творчество как целенаправленную теоретическую и практическую деятельность человека, которая приводит к созданию новых, ранее не известных гипотез, теорий, методов, новых технологий, произведений искусства и литературы. В этих определениях (несмотря на различия в деталях), как и в исследованиях большинства ученых, творчество предстает как сложно структурированный, многокомпонентный, разноаспектный способ деятельности.

В результате анализа существующих подходов в понимании творчества, нами было создано рабочее определение этого понятия, как наиболее разностороннего, полного, эмоционального, духовно и культурно богатого удовлетворения потребности в самореализации и познании мира. При этом под познанием понимается процесс целенаправленного теоретического и практического освоения закономерностей и связей различных явлений, в результате чего появляется новый личностно и социально значимый объект.

Особенностью данного исследования стало изучение детского творчества, где приоритетным становится, прежде всего, личная значимость.

В своей концепции мы опирались на результаты исследований Л.С. Выготского о творческой активности ребенка, видевшего пути эффективного приобщения учащихся к творчеству через развитие познания различных элементов действительности. Исходя из этого, творческая активность понимается нами как устойчивое качество личности, характеризующееся осознанием собственных потребностей, возникающей из них мотивацией; пониманием их культурных оснований; владением технологией реализации средств их удовлетворения и созданием качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами.

В условиях модернизации и поиска новых форм обучения реализация практической программы нашего исследования осуществлялась на базе студии «Геометрия-Компьютер-Геометрия» при кафедре геометрии математического факультета УрГПУ. Для этого были организованы систематические занятия кружка «Фракталенок». В его работе (2009г.–2011г.) выделены три направления: «Оригами и фракталы» (5 класс), «Фракталы и Лого» (6 класс), «Фракталы и Pascal» (7-9 классы).

Основными задачами проведения занятий были:

формирование представлений об основных понятиях как классической, так и фрактальной геометрии;

расширение области пространственного опыта

развитие таких мыслительных операций как сравнение, анализ, классификация и др.;

стимулирование творческой активности учащихся в процессе познавательной деятельности.

При этом развитие творческой активности учащихся рассматривается как условие достижения большей продуктивности в осмыслении как ключевых геометрических понятий, так и других вышеперечисленных задач.

Рассмотрев основные качества человека-творца и взяв за основу классификацию уровней степени сформированности творческой активности [5], мы разработали следующую ее характеристику (ниже приведена часть таблицы – представлены два компонента):

творческая активность учащийся кружковый

Уровни творческой активности. Табл. 1

№ п/п

Уровень творческой активности

Мотивационно-эмоциональный и волевой компоненты

Интеллектуальные способности и умения

1

Подражание

Познавательный интерес занимательного характера. Радость открытия не испытывают. Неспособны самостоятельно преодолевать трудности. При наличии яркого эмоционального впечатления у них появляется желание «сделать также».  

Происходит накопление знаний, опыта в конкретном виде деятельности.

Предпочитают пользоваться готовыми способами решения. Основной метод в их работе – это метод «проб и ошибок». От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются.

2

Элементарный (нереализованные возможности)

К заданиям, носящим нестандартный характер, проявляют интерес. Любознательны, что выражается в большом количестве уточняющих вопросов. Не способны самостоятельно преодолеть трудности при выполнении учебных заданий. В случае получения нового результата или продукта испытывают радость открытия. Неадекватная самооценка собственных возможностей. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут.

Склонны к репродуктивной деятельности. Обладают такими умениями, как сравнивать, выделять главное. Могут решать задачи на основе частичной перестройки и выбора способов из ранее известных.

3

Наличие интереса к творчеству и готовность к нему

Учащиеся этого уровня характеризуются присутствием стремления отойти от деятельности по образцу и отстаиваем своих творческих позиций, объективной самооценкой своих возможностей. Наблюдается возросшая самостоятельность в преодолении возникающих трудностей. Готовы придти на помощь, порадоваться успеху и сопереживать неудачам. товарища

Низкий уровень развития способностей переноса знаний и умений в новую ситуацию. «Генераторы» идей. Умеют создавать предварительный замысел. Способность к фантазии проявляют в основном в конкретной области деятельности.

4

Ситуативное творчество

Способны ставить цель. Стремятся выполнить работу, требующую нестандартность мысли. Радость открытия испытывают в случае получения оригинального результата. Недостаточно смелы и решительны в отстаивании своей собственной точки зрения.

Алгоритмизированные задания выполняют только из-за того, что требует учитель. Генерация идей происходит незаметно для окружающих. Проявляют элементы креативности при выполнении заданий.

5

Творчество в избранной области

Решительны в отставании своей точки зрения только в пределах избранной ими области деятельности. Могут проявлять интеллектуальные и волевые усилия для достижения поставленной цели.

Творчество – стимул познавательной деятельности. Сильно развито стремление к творческим достижениям. Хорошо развита способность планирования своей деятельности. Способны к рефлексии, коррекции, доработке и совершенствованию первоначального замысла.

6

Творчество как стиль деятельности

Осознают свою мировоззренческую позицию в творчестве.

Любое задание творческого характера способно увлечь их. Радостью открытия готовы поделиться с окружающими.

Характеризуются независимостью суждений и критичностью мышления.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Несомненно, в процессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детском возрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий и впечатлений, с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усва ...

Способы оценки качества обучения иностранному языку
Традиционная система оценки качества обучения иностранному языку не удовлетворяет на современном этапе развития школы её потребностям, т. к. часто травмирует психику ребёнка и влияет на его индивидуальную траекторию образования и развития. Выход из данной ситуации видится в адаптации системы оценив ...

Психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятийного аппарата школьников
Вопрос о развитии научных понятий в школьном курсе, прежде всего практический вопрос, с точки зрения задач, стоящих перед школой в связи с обучением ребенка системе научных знаний. Не менее велико и теоретическое значение вопроса, поскольку исследование развития научных, т.е. подлинных, несомненных ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru