Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду. В связи с этим для практической педагогики актуальная задача - поиск наиболее эффективных путей выявления, профилактики и преодоления этого негативного факта.
Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивного поведения в дошкольном возрасте, необходимо рассмотреть понятие «агрессия» и близкие ее понятия – «агрессивность» и «агрессивное действие».
Слово «агрессия» происходит от лат. «aggressio», что означает «нападение». «Словарь по социальной педагогики» Л.В. Мардахаева, предлагает следующее определение: «агрессия» - поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу.
По мнению, Коджаспировой Г.М, Коджаспирова А.Ю. «Агрессия» - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющая физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Крысько В.Г. считает, что «агрессия» - индивидуальное или коллективное поведение и действия, направленные на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другим людям, либо на их уничтожение.
Таким образом, во всех современных справочниках и энциклопедиях даются сходные определения «агрессия». Коджаспирова Г.М. дает более полное и точное определение, на которое в дальнейшем мы ссылаемся, рассматривая агрессивность в дошкольном возрасте.
Близким к понятию агрессия, по мнению Н.П.Сазонова является «Агрессивное действие» – это средство достижения какой – либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
В последние годы, ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны.
Формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:
· негативизм - чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;
· раздражительность - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
· подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
· обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
· чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;
· вспыльчивость - ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.
Это интересно:
Методические условия организации
работы учителя начальных классов в использовании моделей при обучении
первоклассников чтению и письму
Метод моделирования осуществляется через использование моделей. В. А. Штофф дает такое определение этому понятию: "Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ...
Тематическое планирование по формированию экологических представлений о
многообразии растительного мира на основе проектов
В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. Наш ...
Состояние лексико-грамматического строя
речи
Анализируя данные, полученные в ходе исследования лексического строя речи, мы выяснили следующее. Объем пассивного словаря у детей речевых классов намного меньше по объему, чем у школьников КГ, не соответствует возрасту, а также отмечается неточность понимания и употребления многих слов. Ограниченн ...