Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Агрессивность старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду. В связи с этим для практической педагогики актуальная задача - поиск наиболее эффективных путей выявления, профилактики и преодоления этого негативного факта.

Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивного поведения в дошкольном возрасте, необходимо рассмотреть понятие «агрессия» и близкие ее понятия – «агрессивность» и «агрессивное действие».

Слово «агрессия» происходит от лат. «aggressio», что означает «нападение». «Словарь по социальной педагогики» Л.В. Мардахаева, предлагает следующее определение: «агрессия» - поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу.

По мнению, Коджаспировой Г.М, Коджаспирова А.Ю. «Агрессия» - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющая физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Крысько В.Г. считает, что «агрессия» - индивидуальное или коллективное поведение и действия, направленные на нанесение физического или психологического вреда, ущерба другим людям, либо на их уничтожение.

Таким образом, во всех современных справочниках и энциклопедиях даются сходные определения «агрессия». Коджаспирова Г.М. дает более полное и точное определение, на которое в дальнейшем мы ссылаемся, рассматривая агрессивность в дошкольном возрасте.

Близким к понятию агрессия, по мнению Н.П.Сазонова является «Агрессивное действие» – это средство достижения какой – либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.

В последние годы, ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны.

Формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:

· негативизм - чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;

· раздражительность - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

· подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

· обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

· чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;

· вспыльчивость - ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. ...

Компьютер как инструмент педагогического исследования
Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение онлайновых учебных заведений (в ...

Задержка психического развития детей как психолого-педагогическая проблема
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не до ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru