Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Страница 3

Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированных вопросом. Однако применительно к урокам в начальной школе, с помощью подобных вопросов лучше создавать проблемную ситуацию. При изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» ученики вместе с учителем выясняли признаки неживого и живого в природе, сравнивали движение ручейка (бежит, струится – признаки живого) и неподвижную черёмуху (признак неживого), искали доказательства для разрешения возникшего противоречия.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?

В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.

В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.

Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках чтения и изобразительного искусства, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию, действительности, а художественное творчество даёт возможность ребёнку выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для него форме. (Приложение).

Учителю следует помнить о том, что каждый предмет имеет своё «эстетическое поле» и вхождение в него должно наполнять душу ребёнка ощущением радости и наслаждения. Только позитивные эмоции побуждают её к обучению, к новой познавательной деятельности. И только предметы художественного цикла приходят на помощь учителю, так как дают ребёнку целостное представление о художественной картине мира, устанавливают связь искусства с жизнью, наполняют её эмоциональным содержанием.

В основе принципа интеграции лежит синтезирование искусствоведческих предметов вокруг общих для всех дисциплин категорий (темп, ритм, динамика, импровизация и пр.). Поэтому начинать такую работу следует с детального анализа программ отдельных дисциплин с целью выделения общих тем и составления плана интегрированных уроков. Но прежде чем перейти к анализу программ по музыке, чтению, выясним объединение музыки и литературы в общем. Анализ позволил выявить следующее:

І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:

как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;

с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;

как подготовительный фактор – создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.

II. Литература на уроках музыки используется как:

подготовительный фактор – вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;

вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);

использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения [6, 4].

Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.

Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение – музыкальный рассказ – будет наилучшим способом закрепления темы.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Диагностика уровня сформированности грамматических навыков у учащихся 3 «А» класса
Диагностика сформированности грамматических навыков проводилась в ходе констатирующего этапа опытно-исследовательской работы. В связи с тем, что упражнения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников, был подобран тест, состоящий из 2 заданий: 3 вопроса, на которые нужно было ...

Методика разучивания танцевальных элементов и танцев с детьми 6-7 летнего возраста
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...

Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потреб ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru