Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностика навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР

Педагогика и воспитание » Формирование навыков общения у дошкольников с задержкой психологического развития » Диагностика навыков внеситуативно-личностного общения старших дошкольников с ЗПР

Страница 4

Таблица 3 Особенности речевых высказываний детей дошкольников с ЗПР (в %)

Характер высказываний

Количество высказываний

Ситуативные

Внеситуативные

Информационно-констатирующие

Вопросы познавательного характера

Оценочные

80,2

19,8

86,25

4,5

1,8

В качестве иллюстрации опишем поведение в разных ситуациях общения некоторых детей.

Саша П. (старшая группа). Мальчик легко согласился на участие в опытах. Он сразу проявил интерес к игрушкам, стал ими манипулировать. Однако в общении со взрослым Саша вступил не сразу. Сначала он не отвечал на вопросы или только кивал в ответ головой. о постепенно мальчик втянулся в ситуацию общения, стал обращаться к взрослому, но тем не менее, к исследователю относился настороженно. Обращения Саши к взрослому были связаны, как правило, с его действиями. С большой неохотой мальчик расстался с игрушками, когда взрослый предложил ему почитать книгу. Во время чтения книги он был скован, пассивен. Он с интересом слушал чтение и рассматривал иллюстрации, однако обсуждать книгу фактически отказался. Прямые вопросы повергали мальчика в смущение, и, как правило, он отвечал на них: "Не знаю" или вообще не отвечал. а предложение побеседовать Саша ответил прямым отказом. В двух повторных опытах с диагностикой форм общения поведение Саши строилось подобным образом.

Ира Б. (подготовительная группа). Девочка охотно согласилась участвовать в эксперименте. Наибольший интерес она проявила к игрушкам, с большим удовольствием стала с ними играть. При этом Ира легко шла на контакт со взрослым, чувствовала себя свободно и раскованно. Практически все высказывания были связаны с действиями. Девочка охотно согласилась на чтение книги, слушала с интересом. Однако в ее поведении во время чтения и обсуждения книги была заметна скованность. На вопросы взрослого Ира отвечала односложно и очень неохотно. С желанием она согласилась побеседовать с нами, при этом почувствовала себя гораздо свободнее, чем во внеситуативно-познавательной ситуации. Девочка больше говорила, причем ей хотелось рассказать о себе. Она не стремилась узнать что-то о взрослом, не задавала ему никаких вопросов. В двух последующих опытах наблюдалась аналогичная картина.

Все обследованные нами дети, у которых преобладала ситуативно-деловая форма общения, способны к познавательному общению, а некоторые даже поддерживали беседу на личностны темы, предлагаемые взрослым. Однако тщательное знакомство с поведением этих детей убедило нас в том, что они стремятся к ситуативно-деловой форме общения и в целом общение со взрослым для них проще и естественнее происходит на основе деловых контактов.

Поведение одного ребенка во время экспериментов несколько отличалось от остальных. Опишем его в разных ситуациях общения.

Илья В. (подготовительная группа). Мальчик охотно согласился участвовать в опытах. С первых минут он обратился к игрушкам. Но в общении со взрослым вступил с трудом, был немногословен и скован в своих действиях. Всего через 4 минуты он сам предложил исследователю почитать книгу. Со сменой ситуации общения мальчик почувствовал себя свободнее. Во время чтения и обсуждения книги делился со взрослым своими знаниями. И вместе с тем при общении он был пассивен. От беседы на личностные темы мальчик отказался.

Во время второго опыта поведение Ильи несколько отличилось. Он сначала рассмотрел игрушки, разложенные на столе, а потом решил почитать книгу. Мальчик внимательно, с интересом слушал чтение книги. Но было заметно, что при общении со взрослым он напряжен. а вопросы отвечал односложно, своим мнением о прочитанном поделиться отказался. После чтения книги Илья решил поиграть, говорил гораздо больше, но почти все высказывания были связаны с его действиями. Мальчик не хотел заканчивать игу, даже по истечении 15 минут. От личностной беседы Илья и в этот раз отказался.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Технология и методика обучения вязанию
Тема: «Изготовление шапочки для куклы». Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы. Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш. Методы: словесный (беседа, объяснение) на ...

Особенности математического мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...

Влияние взглядов П. Наторпа на развитие социальной педагогики в России
Особую актуальность социально-педагогические подходы обретают в России со второй половины XIX – начала XX веков, что соответствовало общемировой тенденции становления социальной педагогики как области самостоятельного научного знания. И отсутствие термина «социальная педагогика» в широком общепедаг ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru