Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Вопрос о развитии научных понятий в школьном курсе, прежде всего практический вопрос, с точки зрения задач, стоящих перед школой в связи с обучением ребенка системе научных знаний. Не менее велико и теоретическое значение вопроса, поскольку исследование развития научных, т.е. подлинных, несомненных понятий не может не обнаружить самых глубоких, существенных, самых основных закономерностей всякого процесса образования понятий вообще. И удивительно, что эта проблема, в которой содержится ключ ко всей истории умственного развития ребенка и с которой, казалось бы, должно начинаться исследование мышления учащихся основной школы, до самого последнего времени почти совершенно не разработана.
Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется, прежде всего, как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятия. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания.
Понятие – это необразное, выраженное в слове отражение действительности. В понятие выделяется и фиксируется, прежде всего, общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение, и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим.
При этом общее в понятие относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.
Как правило, в формировании понятий выделяется три уровня:
Усвоение информации – ответ на вопрос «Что такое?»
Например: при ответе на вопрос ученик точно излагает ответ на вопрос: «Что понимается под аппаратным обеспечением компьютера?»
Применение понятий в знакомой ситуации.
Например: при ответе на вопрос: «Какие устройства относятся к устройствам хранения информации?», ученик, методом логических рассуждений, используя накопленные знания, может составить необходимый ответ на поставленный вопрос учителем.
Творческое применение знаний в новой учебной деятельности.
Таким образом, обучение школьников, должно строится таким образом, что изучение темы непременно сопровождается изучением (в полной мере этого слова) всех понятий изучаемой темы, а так же постоянным повторением ранее изученных. А для этого необходимо владеть различными приемами формирования понятийного аппарата.
Это интересно:
Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными
документами
В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права: Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 1. Работники образовательных учреждени ...
Характеристика дисциплины
Для данной работы я выбрал дисциплину "высшая математика", тему "дифференциальные уравнения", специальность - "интегрированные технологии (ИТ)". Этот предмет я выбрал не случайно, в прошлом семестре (осенью 2009 года) я преподавал практические занятия по данной теме в ...
Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития
мыслительных операций у дошкольников
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современ ...