Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятийного аппарата школьников

Педагогика и воспитание » Формирование понятий информатики при обучении аппаратному обеспечению компьютера учащихся основной школы » Психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятийного аппарата школьников

Вопрос о развитии научных понятий в школьном курсе, прежде всего практический вопрос, с точки зрения задач, стоящих перед школой в связи с обучением ребенка системе научных знаний. Не менее велико и теоретическое значение вопроса, поскольку исследование развития научных, т.е. подлинных, несомненных понятий не может не обнаружить самых глубоких, существенных, самых основных закономерностей всякого процесса образования понятий вообще. И удивительно, что эта проблема, в которой содержится ключ ко всей истории умственного развития ребенка и с которой, казалось бы, должно начинаться исследование мышления учащихся основной школы, до самого последнего времени почти совершенно не разработана.

Переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется, прежде всего, как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятия. По своему происхождению понятие является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания.

Понятие – это необразное, выраженное в слове отражение действительности. В понятие выделяется и фиксируется, прежде всего, общее, которое достигается за счёт отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Но оно не исключает единичное и особенное. На основе общего только и возможно выделение, и познание особенного и единичного. Научное понятие является единством общего, особенного и единичного, т. е. конкретно-всеобщим.

При этом общее в понятие относится не просто к числу экземпляров данного класса, обладающих общими свойствами, не только к множеству однородных предметов и явлений, а к самой природе содержания понятия, выражающего нечто существенное в предмете.

Как правило, в формировании понятий выделяется три уровня:

Усвоение информации – ответ на вопрос «Что такое?»

Например: при ответе на вопрос ученик точно излагает ответ на вопрос: «Что понимается под аппаратным обеспечением компьютера?»

Применение понятий в знакомой ситуации.

Например: при ответе на вопрос: «Какие устройства относятся к устройствам хранения информации?», ученик, методом логических рассуждений, используя накопленные знания, может составить необходимый ответ на поставленный вопрос учителем.

Творческое применение знаний в новой учебной деятельности.

Таким образом, обучение школьников, должно строится таким образом, что изучение темы непременно сопровождается изучением (в полной мере этого слова) всех понятий изучаемой темы, а так же постоянным повторением ранее изученных. А для этого необходимо владеть различными приемами формирования понятийного аппарата.

Это интересно:

Методика преподавания слов категории состояния
В 7 классе учащиеся знакомятся с категорией состояния как частью речи. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях (безличные предл.). На изучен ...

Экспериментальные школы как пример педагогического эксперимента
Эпицентром поисков по реорганизации содержания, форм, методов школьного образования и воспитания оказались экспериментальные учебно-воспитательные учреждения (экспериментальные школы). Эти учреждения предназначены для проверки, выработки и обоснования новых педагогических идей с учетом опыта лучших ...

Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках
По теории физического воспитания уроки физической культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом, в) уроки совершенствования пройденного материала, г) смешанные уроки, д) учетные уроки. Рассмотрим целесообразность использования ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru