Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Изучение особенности общения, взаимодействия учителя и детей

Страница 1

Экспериментальная работа по изучению стилевых и ролевых отношений между учителем и учащимися проводилась на базе школы № 19

г. Чистополя, в 3 «А» классе. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2004 – 2005 учебного года.

Количество детей в классе – 25 человек. Из них 10 девочек, 15 мальчиков.

Цель исследования: изучить особенности общения в деятельности учителя, взаимодействия учителя и детей, особенности общения детей между собой, провести серию наблюдений и анкетирование учителя и учеников.

В ходе работы нами были использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, игры и упражнения, направленные на повышение взаимодействия в системе учитель – ученик.

На первом этапе эксперимента было проведено анкетирование педагога с целью выявления уровня педагогического общения. Учителю была предложена серия анкет:

анкета, позволяющая выявить уровень педагогической общительности;

анкета, выявляющая умение слушать и воспринимать ребенка;

тест, позволяющий оценить способ реагирования в конфликте.

Важным показателем взаимоотношения, взаимодействия учителя и ученика является общая обстановка в классе, поэтому на констатирующем этапе эксперимента были проведены соответствующие методики.

Учитель отвечает на приведенные вопросы для того, чтобы понять, насколько хорошо он использовал свои природные способности для формирования профессиональных качеств.

Рассмотрим результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента.

Анкета № 1.

Из 9-ти предложенных вопросов испытуемый педагог ответила утвердительно на 6, поэтому можно сделать вывод, что общительность у нее является одним из наиболее развитых профессиональных качеств, но нужно продолжать работать в этом направлении.

Также было проведено анкетирование с целью выявления умения слушать и воспринимать ребенка.

Анкета № 2

Анализ результатов.

На все поставленные вопросы, кроме 11-14, учитель ответила «нет», значит, она не отгораживается от ребенка труднопреодолимым барьером. А для тех, кто не столь уверен в своих ответах, этот вопросник, по сути, является перечнем советов, как нужно слушать ребенка, чтобы слышать.

Так как конфликт – неизбежная реальность, обусловленная различиями между людьми, их потребностями, представлениями, чувствами, то педагогу необходимо иметь навыки правильного поведения для предотвращения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций, способов реагирования в конфликте.

Предложенный нами тест имел своей целью оценить способ реагирования в конфликте испытуемого.

Тест № 1.

Цель: оценить способ реагирования в конфликте.

Анализ результатов теста, проведенного с испытуемым:

1а 7б 13а 19а 25б

2б 8б 14а 20б 26б

3б 9а 15а 21а 27а

4б 10б 16а 22а 28б

5б 11б 17б 23б 29б

6а 12б 18б 24а 30б.

Результаты теста показали, что наиболее предпочитаемые формы поведения испытуемого - избежание конфликта и приспособление к мнению окружающих ее людей.

На констатирующем этапе эксперимента с помощью матрицы мы попытались оценить готовность педагога к общению в педагогическом взаимодействии.

По данной матрице испытуемый набрал 9 баллов, что говорит о его активном участии в педагогическом процессе.

Важным показателем взаимоотношения, взаимодействия учителя и ученика являются общая обстановка в классе.

Наблюдение за деятельностью воспитателя показало, что учитель разумно, в доступной форме предъявляет педагогические требования, поэтому взаимоотношения в этом коллективе доброжелательные, построены на взаимопонимании. Об этом говорят и результаты диагностической методики

Диагностическая методика № 1. «Фотография».

Детям предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своей группы. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и воспитателя группы продленного дня, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото руководителя.

Анализируя полученные фотографии, мы обращали внимание на то, в каком месте ученик располагает себя, своих друзей и воспитателя, с каким настроением выполняет эту работу. Фотография учителя всегда была в центре, а ученический коллектив в целом был расположен близко друг к другу, что говорит о тесном взаимодействии учителя и учеников.

Страницы: 1 2

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru