Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общение в педагогическом взаимодействии

Страница 1

Взаимодействие является одной из сторон общения (интерактивной).

Интерактивная сторона общения, или собственно взаимодействие: от лат. inter (между) + actio (действие) в педагогике, психологии и социологии рассматривается как совместная деятельность, которая представляет собой организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. В совместной деятельности выделяют некоторые стратегии межличностных взаимодействий индивидов.

Сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.

Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие их другой без активного включения в общую работу.

Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.

Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели (такое противодействие может проявляться в явной или завуалированной форме).

Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия).

Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.

Все вышеперечисленные формы взаимодействий имеют место в ежедневной школьной практике.

Помимо стратегий взаимодействия, выделяют также признаки эффективной совместной деятельности, или сотрудничества. Обращаясь к педагогике, стоит особо оговорить тот факт, что эти признаки легко просматриваются в жизнедеятельности многих воспитательных коллективов (А.С. Макаренко, Я. Корчака, В.А. Караковского), они положены и в основу коммунарской методики. Признаками совместной деятельности являются:

• Соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве. Этот признак сотрудничества, пожалуй, легче остальных просматривается в учебной ситуации, поскольку педагог и учащиеся объединены пространством и временем непосредственно на уроке.

• Наличие единой цели, общей для всех участников мотивации. Что же касается данного положения, то, к сожалению, цели, которые ставит себе учитель (сообщение новых знаний, повторение пройденного и пр.), очень редко совпадают с целями учащихся ("только бы не вызвали", "скорее бы урок закончился .").

• Наличие органов организации и руководства, которые осуществляют управление процессом совместной деятельности. В учебной ситуации руководящую роль берет на себя учитель. Такое единоначалие имеет свои как позитивные, так и негативные стороны.

• Разделение процесса деятельности между участниками. Имеется в виду делегирование полномочий, или разукрупнение процесса управления. Не случайно, в тех школьных коллективах, где осуществлялось ученическое самоуправление (точнее, со-управление) результаты и воспитания, и обучения были более значимыми, нежели в школах с авторитарной системой руководства.

• Согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта, т.е. совмещение прав и обязанностей индивидов в совместной деятельности. Это означает, что учитель должен учить, а учащийся — учиться (учить себя). Не случайно в последнее время стали говорить о необходимости внедрения не педагогики сотрудничества, но педагогики "встречных усилий" в образовательный процесс.

• Получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности. Здесь также возникают "разночтения". Что можно считать "конечным продуктом" в образовательном процессе: сумму знаний? аттестат зрелости? уровень культуры? степень подготовленности к жизнедеятельности в социуме? и т.д. Такое разнообразие затрудняет объективную оценку качества образовательного процесса; потому-то ее сводят чаще всего к количественным показателям — учебным отметкам за знания учащихся, что, по сути, является только составной частью результата совместной деятельности педагога и учащегося.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Достаточное условие экстремума функции двух переменных
1. Пусть функция непрерывно дифференцируема в некоторой окрестности точки и имеет непрерывные частные производные второго порядка (чистые и смешанные). 2. Обозначим за определитель второго порядка экстремум переменная лекционный функция . Теорема Если точка с координатами является стационарной точк ...

Особенности математического мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...

Особенности профессионального самоопределения
На современном этапе переосмысливания жизненных ценностей, а также запроса общества на «нужные» и востребованные профессии возникает проблема профессионального самоопределения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определённую специальность. Совпадает ли выбран ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru