Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие коллектива

Страница 2

Кроме выше названных основных признаков коллектива А.С. Макаренко называет и другие очень важные особенности:

сплоченность, взаимопонимание, защищенность,

«чувство локтя», причастность к коллективу,

взаимопомощь и взаимоответственность,

доброжелательность и бескорыстие,

здоровая критика и самокритика,

соревнование.

Помимо признаков, А.С Макаренко выделяет принципы формирования коллектива.

Принципы:

гласности (открытости),

ответственной зависимости (возникает в ходе какой-либо деятельности требует, чтобы был назначен персонально ответственный человек),

перспективных линий (близкая, средняя, далёкая),

параллельного действия (в его основе лежит требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив).

В.А. Сухомлинский сформулировал совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования коллектива:

руководящая роль педагога;

богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами;

ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей;

самодеятельность, творчество, инициатива;

гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний;

создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния;

эмоциональное богатство коллективной жизни;

дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2010) предъявляет современные требования к личности младшего школьника, которые являются критериями развитости коммуникативных способностей младших школьников. К личным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование уважительного отношения к иному мнению;

умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения избегать конфликтов.

Таким образом, можем сделать вывод, что коллективом можно называть группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм – в группу-коллектив.

В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

История возникновения и развития педагогических законов и закономерностей
Педагогические знания идут из глубины веков, сначала как опыт, затем – как теоретические обобщения, в наши дни – как неопровержимо действующие закономерности и законы. В первобытном обществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению и воспитанию подрастающих поколений. Вид ...

Принцип дисциплины в свободе
По словам М. Монтессори, дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на ...

Профилактика и пути логопедической коррекции врожденных аномалий в развитии глотки
Коррекция голоса занимает важное место в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению врожденных аномалий в развитии глотки. К основным задачам относятся этих мероприятий - нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru