Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика преподавания слов категории состояния

Страница 1

В 7 классе учащиеся знакомятся с категорией состояния как частью речи. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях (безличные предл.). На изучение данной темы отводится примерно 4 часа плюс 2 часа развития речи.

Знакомство с этой группой слов можно начать с сопоставления предложений со словом тихо, которое в одном случае обозначает признак действия (ответили как? Тихо), примыкает к глаголу, является обстоятельством. В другом предложении это слово обозначает состояние окружающей среды (природы), синтаксически независимо, является сказуемым. Углублять представление о категории состояния можно расширяя примеры, чтоб учащиеся увидели, что слова категории состояния выражают не только состояние природы, но и человека, с разным значением: состояние природы, живых существ, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека, оценка положения, ситуации; пространственные и временные отношения (типа поздно, долго, близко, глубоко).

Особую группу категории состояния представляют слова со значением возможности (невозможности), долженствования, необходимости: можно, нельзя, возможно, должно, надобно, надо, нужно, необходимо и др. К этим словам обычно примыкают глаголы в неопределенной форме. Целесообразно познакомить детей со словами категории состояния, образованными от существительных: грех, пора, время, крышка, конец, жаль и др. (Шутить не время. Мне лень вставать). В отличие от исходных существительных, слова категории состояния не изменяются.

Что же следует учесть при изучении данной категории слов? Прежде всего, научить учащихся отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

Безлично-предикативные слова характеризуются единым значением – выражением состояния или его оценки. Это может быть состояние живых существ, психическое или физическое, состояние природы и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния с точки зрения морально-этической, с точки зрения протяженности во времени, пространстве и т.д. Состояние, выраженное данной категорией слов, мыслится только безлично: Ребенку больно (ср. Ребенок болеет или Ребенок болен).

В процессе обучения учащихся следует заострить внимание на морфологических признаках категории состояния, знание которых позволит им безошибочно различать эту группу слов от других частей речи.

Морфологические признаки категории состояния следующие:

1. Отсутствие форм склонения и спряжения, т.е. неизменяемость.

2. Наличие суффикса –о у слов, образованных от имен прилагательных и наречий (холодно, обидно, видно, нужно).

3. Способность выражать значение времени, передаваемого связкой, с которой сочетаются безлично-предикативные слова (грустно, было грустно, будет грустно). Отсутствие связки служит показателем настоящего времени.

4. Сохранение форм сравнения словами на –о, образованными от кратких имен прилагательных и наречий. (Было тепло – станет теплее).

5. Соотносительность с теми частями речи, от которых произошла данная категория слов: грустно соотносится со словом грустный, тепло – с теплый. Однако этот признак свойствен не всем безлично-предикативным словам. Например, совестно в современном русском языке не соотносится со словом совестный. Можно не соотносится с можный.

Наиболее четки и определенны синтаксические признаки категории состояния.

1. Существенный признак этих слов – синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении в сочетании с инфинитивом или без него.

2. Безлично-предикативные слова не согласуются и не управляются, они могут сочетаться со связкой отвлеченной или полуотвлеченной (быть, становиться, делаться), выражающей время и наклонение.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Проблемы интегрированного обучения
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе. Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной ...

Роль семьи в процессе формирования личности детей с нарушениями слуха
Появление в семье ребенка с врожденным пороком развития ставит перед родителями ряд сложных проблем. Впервые узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть заболевания, родители испытывают болезненный шок и отчаяние, затем приходит чувство вины перед своим ребенком. Изоляция, чрезмерная опек ...

Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха
Для организации адекватного воспитания детей с нарушениями слуха, достижения возможно полной социальной адаптации ребенка необходима организация единой комплексной работы педагога, психолога при обязательном участии родителей. Исходя из этого, мы разработали рекомендации родителям по созданию благо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru