Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Половая идентификация – осознание ребёнком себя как представителя определённого пола, усвоение образцов поведения, характерных для мужчин и женщин, включается в общий процесс социализации дошкольника. Формирование половой идентичности является результатом сложного процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания (Л.В. Градусова, Т.А. Репина, А.А. Чекалина, Н.В. Лисенко).
Важно отметить, что половая идентичность включает и научение посредством наблюдения, но отличается от простого подражания тем, что при идентификации усваиваются не отдельные акты поведения, а комплексный интегрированный образец поведения; идентификация происходит спонтанно, без прямого подкрепления; поведение, приобретённое в процессе идентификации, довольно стабильно; идентификация основывается на интимной личной связи с моделью (П.Массен).
К 5 годам, как утверждают В. Е. Каган, Д.Н. Исаев, ребёнок формирует половую идентичность не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени ребёнок понимает, что пол – это навсегда, но в восприятии ребёнка дистанция между ним и взрослыми людьми его пола значительно больше, чем между ним и сверстниками другого пола. Вот почему так необходимо именно в среднем дошкольном возрасте строить работу по полоролевому воспитанию уже не на бытовом уровне, как провозглашается в исследованиях, а на более возвышенном – ценностном отношении к мужчине и женщине.
Белкин А.И. считает, что «в норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания» . Отсюда можно определить задачу педагогов – обеспечить условия для нормального развития половой идентификации.
Половая дифференциация – это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.
В изучении половой дифференциации существуют две теории. Первая – теория социального научения, согласно которой ребёнок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая – когнитивно-генетическая теория – основывается на том, что «представления ребёнка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, а возникают в результате активного структурирования ребёнком собственного опыта.
В ракурсе этих проблем полоролевое воспитание является важным направлением. Суть полоролевого воспитания заключается в формировании адекватной полу модели поведения, правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе и в овладении культурой в сфере взаимоотношений полов. Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком.
В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анатомические и физиологические предпосылки рассматриваются только как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Этот процесс осуществляется под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом становления мальчика как мужчины и девочки как женщины, формирования полоролевого поведения. На это указывают исследования Т.П. Хризман, А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.И. Хрипковой, Д.И. Колесова, И.П. Петрищев, В.Д. Еремеевой, Т.В. Антоновой, В.А. Сопикова, Е. Маккоби и др.
По утверждению И.С. Кона, полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, – это половая принадлежность.
Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Таким образом, ребенок, поступающий в детский сад, уже имеет первичные представления о своем поле.
В дошкольные годы появляются различия в интересах мальчиков и девочек, выражающиеся в тематике их игр и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. Большое значение в этот период имеет направленность педагогических средств на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности и варьирование различных форм воспитательных воздействий.
С целью расширения представлений ребенка о возможных моделях полоролевого поведения и облегчения идентификационных процессов, а также развития и реализации маскулинных и фемининных свойств детей используются совместные сюжетно-ролевые игры детей обоего пола, этические беседы, сказки и художественные произведения.
Это интересно:
Особенности развития речи детей раннего возраста
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и позна ...
Выявление несовершенства звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Целью данного исследования является выявление нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР. В исследовании принимали участие 15 детей, 4,5 – 5 лет, детского сада № 47 г. Читы. Обследование проводилось в сентябре месяце 2003 года. При обследовании детей использовалась «методика речевого обследо ...
Методические рекомендации к проведению мероприятия
Специфика школьного мероприятия (беседы) состоит в том, что деятельность преподавателя здесь неотделима от деятельности учащихся: проводя беседу, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к мероприятию, важно думать не только о том, что и как рассказать и показать, но и о том, ...