Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

Педагогика и воспитание » Формирование полоролевого поведения у дошкольников » Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Эффективность полоролевого воспитания в ДОУ во многом определяется наличием соответствующего программного обеспечения. В последнее десятилетие разработан целый ряд специализированных программ по полоролевому воспитанию дошкольников.

Появление специализированных программ, посвящённых воспитанию мальков и девочек, является крайне важным для педагогической практики, так как позволяет решать задачи полоролевого воспитания дошкольников в единстве с задачами всестороннего развития личности ребёнка, обеспечить систематичность и целостность процесса полоролевого воспитания[1].

В педагогической литературе в последние годы достаточно широко представлены материалы, отражающие различные аспекты данной проблемы: теоретические основы полоролевого воспитания, технологии полоролевого воспитания, материал из опыта работы. Однако результаты акцентирования свидетельствуют о недостаточной осведомлённости педагогов в вопросах полоролевого воспитания дошкольников, программном обеспечении процесса полоролевого воспитания.

Большинство педагогов не смогли раскрыть содержание понятия «полоролевое воспитание», давали обобщенный ответ «воспитание мальчик и девочек» или перечисляли отдельные задачи (воспитание взаимоотношений мальчиков и девочек, воспитание мужских и женских качеств), часть педагогов понимали под полоролевым воспитанием половое просвещение.

Признавая необходимость учёта в образовательном процессе психологических особенностей мальчиков и девочек, абсолютное большинство опрошенных педагогов не смогло назвать ни одной специализированной программы по полоролевому воспитанию детей.

Программно-методическое обеспечение процесса полоролевого воспитания появилось сравнительно недавно, данные программы не включены в обзоры программ в методической литературе.

Рассмотрим подробнее некоторые программы полоролевого воспитания дошкольников. Анализ программ Л.В. Коломийченко, Н.Е. Татаринцевой, И.П. Шелухиной позволяет сделать вывод, что не смотря на имеющиеся различия в структуре, содержании, технологиях реализации данные программы основываются на общих теоретических подходах, представленных в работах отечественных учёных Б.Г. Ананьева, В.И. Кагана, И.С. Кона, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной.

Приоритетными для авторов программ являются положение о важности периода дошкольного детства в процессе полоролевой социализации, формировании психологического пола; о невозможности осуществления индивидуального подхода в формировании личности без учёта специфики пола как одной из важных фундаментальных характеристик личности; о значимости социальных факторов в процессе полоролевого развития (среда, семья, общество сверстников, воспитание).

Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, программа “Радуга” – 1994, программа “Развитие” – 1994) показал, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не прослеживается.

Программы, затрагивающие различные аспекты социализации дошкольников (“Детство”, “Азбука общения”, “Я – мальчик, я – девочка”), раскрывают отдельные стороны нравственно-полового воспитания. Однако, направления, связанные со становлением полового самосознания и половой идентификации, задающие основу взаимоотношений между людьми, дифференцированными по признакам пола, требуют дальнейшей конкретизации.

Анализ работ по проблемам полоролевого воспитания детей дошкольного возраста показал недостаточный уровень разработанности данной проблемы в отечественной педагогике и привел к необходимости обозначения феномена результативности рассматриваемого процесса.

Показателями полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются: эмоциональный компонент : способность ребёнка к эмпатии, эмоциональной стабильности, гендерной толерантности; познавательный компонент : становление системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; ценностный компонент как фактор становления системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; коммуникативно-поведенческий компонент: применение в практической деятельности детей маскулинных и феминильных качеств. Фемининность – это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу. Маскулинность – это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Таким образом необходимо подчеркнуть совокупность качеств личности, высокий уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу, сверстникам, взрослым, самому себе и т.д.

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации"

Ведущими механизмами полоролевого воспитания можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Интеграция курсов ОБЖ и литературы на примере использования фольклора
Существенную помощь в достижении целей обучения ОБЖ может оказать использование народных традиций. Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В ка ...

Особенности связной речи монологического типа детей старшего дошкольного возраста
Традиционно в работе по развитию связной речи в дошкольных учреждениях используются следующие приемы: речевой образец, вопросы, объяснения, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-инсценировки и т.д. Поиски методики изучения связной речи определялись особенностями последней. Характер с ...

Сущность процесса подготовки детей к школе
Переход к школьному детству, характеризуется серьёзным изменением места детей в системе доступных им отношений и всего образа жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт, что положение школьников создает особенное моральное направление личности детей. Для них обучение является не просто с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru