Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

Педагогика и воспитание » Формирование полоролевого поведения у дошкольников » Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 2

Эффективность полоролевого воспитания в ДОУ во многом определяется наличием соответствующего программного обеспечения. В последнее десятилетие разработан целый ряд специализированных программ по полоролевому воспитанию дошкольников.

Появление специализированных программ, посвящённых воспитанию мальков и девочек, является крайне важным для педагогической практики, так как позволяет решать задачи полоролевого воспитания дошкольников в единстве с задачами всестороннего развития личности ребёнка, обеспечить систематичность и целостность процесса полоролевого воспитания[1].

В педагогической литературе в последние годы достаточно широко представлены материалы, отражающие различные аспекты данной проблемы: теоретические основы полоролевого воспитания, технологии полоролевого воспитания, материал из опыта работы. Однако результаты акцентирования свидетельствуют о недостаточной осведомлённости педагогов в вопросах полоролевого воспитания дошкольников, программном обеспечении процесса полоролевого воспитания.

Большинство педагогов не смогли раскрыть содержание понятия «полоролевое воспитание», давали обобщенный ответ «воспитание мальчик и девочек» или перечисляли отдельные задачи (воспитание взаимоотношений мальчиков и девочек, воспитание мужских и женских качеств), часть педагогов понимали под полоролевым воспитанием половое просвещение.

Признавая необходимость учёта в образовательном процессе психологических особенностей мальчиков и девочек, абсолютное большинство опрошенных педагогов не смогло назвать ни одной специализированной программы по полоролевому воспитанию детей.

Программно-методическое обеспечение процесса полоролевого воспитания появилось сравнительно недавно, данные программы не включены в обзоры программ в методической литературе.

Рассмотрим подробнее некоторые программы полоролевого воспитания дошкольников. Анализ программ Л.В. Коломийченко, Н.Е. Татаринцевой, И.П. Шелухиной позволяет сделать вывод, что не смотря на имеющиеся различия в структуре, содержании, технологиях реализации данные программы основываются на общих теоретических подходах, представленных в работах отечественных учёных Б.Г. Ананьева, В.И. Кагана, И.С. Кона, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной.

Приоритетными для авторов программ являются положение о важности периода дошкольного детства в процессе полоролевой социализации, формировании психологического пола; о невозможности осуществления индивидуального подхода в формировании личности без учёта специфики пола как одной из важных фундаментальных характеристик личности; о значимости социальных факторов в процессе полоролевого развития (среда, семья, общество сверстников, воспитание).

Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, программа “Радуга” – 1994, программа “Развитие” – 1994) показал, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не прослеживается.

Программы, затрагивающие различные аспекты социализации дошкольников (“Детство”, “Азбука общения”, “Я – мальчик, я – девочка”), раскрывают отдельные стороны нравственно-полового воспитания. Однако, направления, связанные со становлением полового самосознания и половой идентификации, задающие основу взаимоотношений между людьми, дифференцированными по признакам пола, требуют дальнейшей конкретизации.

Анализ работ по проблемам полоролевого воспитания детей дошкольного возраста показал недостаточный уровень разработанности данной проблемы в отечественной педагогике и привел к необходимости обозначения феномена результативности рассматриваемого процесса.

Показателями полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются: эмоциональный компонент : способность ребёнка к эмпатии, эмоциональной стабильности, гендерной толерантности; познавательный компонент : становление системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; ценностный компонент как фактор становления системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов; коммуникативно-поведенческий компонент: применение в практической деятельности детей маскулинных и феминильных качеств. Фемининность – это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу. Маскулинность – это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Таким образом необходимо подчеркнуть совокупность качеств личности, высокий уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу, сверстникам, взрослым, самому себе и т.д.

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации"

Ведущими механизмами полоролевого воспитания можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Функции семьи
Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направлен ...

Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей
Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями (см. схему). Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. Они преподаются с подготовительного по I ...

Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии
Теоретическая стройность теории развивающего обучения не помешала возникновению критики её практического приложения. Исследователи детской психологии фиксируют некоторые несовпадения при наложении схем РО на действительность образования и развития детей. Так Г.А.Цукерман отмечает неэффективность РО ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru