Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности развития самостоятельности экономистов в реальной практике обучения

Страница 1

Для определения сущностных характеристик исследуемой проблемы категория самостоятельности была рассмотрена с нескольких позиций: как качество личности и объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе с позиций его отношения к самому себе (Аристотель, Сократ, В.-Ф. Гегель, И. Кант, М.В. Ломоносов), средство и одновременно результат образования (А.Ф. Дистерверг), способность приобретать новые знания на основе развития мышления (Я.-А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В. Штерн), стержень всех психических свойств человека (К. Юнг), свойство личности, связанное с активной работой воли, чувств, выработкой цельного мировоззрения (С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, А.И. Щербаков), в которых наблюдается определенная закономерность: самостоятельность является важной качественной характеристикой личности, имеющей первостепенное значение для ее развития.

В работах психолого-педагогической направленности наблюдается тенденция к рассмотрению проблемы воспитания самостоятельности в рамках активной роли человека в процессах его жизнедеятельности. Взаимоотношения человека с социальным окружением определяет самосознание личности, так как оно формируется благодаря активности личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Определено, что условием развития личности является самореализация (А.Н. Леонтьев). Главным механизмом и способом формирования самостоятельности индивида выступает его деятельность, где личность выступает ее активным субъектом (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина).

В результате анализа философской, психолого-педагогической литературы нами были определены наиболее важные теоретические позиции, взятые за основу в нашем исследовании:

- центром образования является личность, становление которой происходит посредством саморазвития;

- самостоятельность личности характеризуется ее способностью к сознательному достижению определенных целей собственными силами и отношением человека к процессу деятельности, результатам и условиям ее осуществления;

- самостоятельность личности предстает как совокупность интересов, мотивов, воли, эмоций, способностей и потребностей индивидуума;

- учебная самостоятельность рассматривается как качество личности и основа компетентности будущих профессионалов;

- формирование учебной самостоятельности обучающихся реализуется в процессе деятельности, где личность студентов выступает ее активным субъектом.

На основе изучения различных подходов к формированию учебной самостоятельности обучающихся и анализа практической деятельности экономических вузов в области самостоятельной работы студентов (СРС) нами были уточнены понятия "самостоятельность" и "учебная самостоятельность".

Самостоятельность – это качество личности, характеризующееся стремлением сознательно достигать определенных целей собственными силами, активным отношением к процессу осуществляемой деятельности, результатам и условиям ее реализации.

Учебная самостоятельность – форма самостоятельной работы студентов и качество личности, которое проявляется в способности и готовности обучающегося к самостоятельному решению поставленных преподавателем или им самим задач, применяя при этом рациональные способы работы, устойчивой потребности будущих профессионалов участвовать в учебно-познавательной деятельности, осуществляемой на практическом занятии и вне его.

Обновление общественных отношений на современном этапе развития общества вызвало потребность изменения системы образования и личности как социального феномена. Эффективность модернизации высшего профессионального образования зависит от факторов и условий, направленных на выявление резервных возможностей качества обучения будущего специалиста. При этом основной категорией ФГОС ВПО третьего поколения, новых учебных планов и программ выступает компетенция (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя). Формирование учебной самостоятельности будущих экономистов как качества личности и основы их компетентности мы анализируем в рамках конкретного учебного предмета для поиска новых методологических подходов к наполнению содержания высшего профессионального образования.

Учебную самостоятельность обучающихся рассматриваем как один из основных компонентов универсальных компетенций, т.е. компетентностью, которая может быть сформирована в процессе изучения любого учебного предмета, в том числе дисциплины "Иностранный язык".

Состав учебной самостоятельности (компетентности) будущих экономистов был конкретизирован в соответствии с предметом исследования и ориентацией на формирование универсальных компетенций, которые заявлены в макете ФГОС ВПО третьего поколения: готовность, способность и потребность в практическом применении знаний и навыков СРС; владение системным анализом, культурой мышления; устойчивое стремление к творческой самореализации, постоянному профессиональному росту; умение самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Экспериментальное исследование динамики развития мотивов учебной деятельности у школьников
Цель экспериментального исследования: Проследить динамику развития учебных мотивов младших школьников за период их обучения в младшей школе (1–4 класс). Экспериментальная гипотеза: 1. В начале обучения преобладают внешние мотивы, в конце обучения – внутренние мотивы. 2. Отсутствие доминирующего мот ...

Формулы алгебры высказываний
Цель: сформировать у учеников понятие о формуле алгебры высказываний, сформировать навыки, необходимые для применения формул алгебры высказываний на практике. Задачи: – сформировать у учеников понятие о формуле алгебры высказываний. – развить практические навыки решения задач по данному материалу. ...

Воспитание как человеческий способ бытия
Еще со времен И. Канта воспитание рассматривается как синкретический процесс, в который включен человек любого возраста и уровня развития. Для педагогической антропологии традиционно отношение к воспитанию и как к прирожденному долгу человека, и как к специфически человеческому способу бытия, и как ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru