Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Феномен внимания в психологии

Страница 2

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей сложности.

Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они "берут штурмом" наше сознание в силу своей интенсивности.

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

интенсивность раздражителя;

качество раздражителя;

повторение;

внезапность появления объекта;

движение объекта;

новизна объекта;

согласие с наличным содержанием сознания.

Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название "послепроизвольного". Понятие послепроизволъного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;

вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);

постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание;

новизна, необычность объекта;

резкая смена объектов;

субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;

отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания.

Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.

Вторая разновидность непроизвольного внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Понятие речи. Методы развития речи
По мнению М.Р. Львова, «Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей». Речь – основа всякой умственной д ...

Значение физического развития для здоровья школьников 7-15 лет не занимающихся спортом
По данным учёных, одним из значимых критериев здоровья детей и подростков является их физическое развитие. Длину и массу тел считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определённой мере можно судить как о положительном, так и об отрицател ...

Методические рекомендации по осуществлению образовательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр
Формирование мотивации учения школьников на уроках технологии является фактором развития всего учебно-воспитательного процесса, проявляясь как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов заниматель ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru