Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Структурные этапы ролевой игры

Страница 2

б) отработка элементов языкового материала в предречевых упражнениях;

в) отработка языкового материала в речевых упражнениях;

2) Проведение ролевой игры.

3) Заключительный этап:

а) оценка речевой деятельности участников;

б) анализ типичных речевых и языковых ошибок;

в) обсуждение коммуникативного поведения участников игры.

Отношение преподавателя к ошибкам учащихся на первом и втором этапе проведения ролевых игр принципиально различное. На первом этапе должны исправляться практически все ошибки. На втором этапе это следует делать осторожно, так как в период игры нужно поддерживать желание общаться, желание экспериментировать с новым языковым материалом, потому что ничто так не снижает энтузиазм и рвение, как постоянное исправление ошибок. По наблюдению многих исследователей ролевой игры, одновременно с большой свободой говорения учащиеся проявляют и большую свободу в употреблении некорректных форм. Это происходит по той причине, что навыки учащихся в иноязычном общении еще недостаточно автоматизированы, и основная часть их внимания уходит на содержание высказывания.

Так как использование ролевой игры на уроке иностранного языка рассматривается как прием, относящийся к активным методам обучения, то будет целесообразным обратиться к подходу исправления ошибок, предлагаемому Т.А. Китайгородской. Этот подход основывается на следующих позициях:

а) ошибка – нормальное явление процесса обучения;

б) исправлять нужно ошибки, а не учащегося;

в) нельзя исправлять ошибку, допущенную обучаемым в момент творческого речевого акта;

г) исправлять ошибку следует тогда, когда она искажает или делает непонятным смысл высказывания;

д) исправление ошибки должно всегда носить характер предъявления и повторения правильной формы за преподавателем.

Ошибки в определенных случаях следует исправлять по ходу игры. При этом объяснение должно носить характер напоминания, а не разъяснения. В других случаях будет целесообразнее лишь фиксировать ошибки учащихся с тем, чтобы на этапе обсуждения результатов игры выявить наиболее типичные.

Деятельность учителя при проведении ролевой игры следует уделить особое внимание, так как именно от него в большой степени зависит успех и результативность этого способа обучения.

Очевидно, что и при такой форме обучения учитель остается организатором учебного процесса, однако функции его претерпевают некоторые изменения. Так как на первом и последнем этапах обучения с использованием ролевой игры роль учителя остается доминирующей и деятельность его мало отличается от обычной преподавательской практики, мы уделяем большое внимание функциям учителя при проведении ролевых игр.

Прежде всего, необходимо определить задачу преподавателя в ролевой игре. Необходимо постепенно снижать долю личного участия в игре, увеличивать речемыслительную самостоятельную деятельность учащихся в целях выхода формируемого умения в жизнь, осуществлять переход от внешнего контроля со стороны учителя к внутреннему самоконтролю и самоуправлению учащихся.

Такая формулировка задачи учителя приводит к изменению его роли в процессе обучения. Исследователи ролевой игры предлагают две формы участия преподавателя в такой игре: отходя от организаторской миссии, он либо превращается в стороннего наблюдателя, исполняя функции «живого справочника», либо берет на себя второстепенную роль и выступает в качестве партнера учащихся по общению. Во втором случае он может косвенно управлять группой, предотвращая опасность превращения обучающего процесса в развлечение (а именно такая опасность чаще всего подстерегает недостаточно опытных или недостаточно подготовленных к проведению ролевой игры преподавателей).

Таким образом, умелые действия преподавателя при организации и проведении ролевой игры обеспечивают положительное отношение учащихся к такой форме обучения иностранному языку и гарантируют успех и результативность учебного процесса. Но не следует забывать и о том, что проведение ролевых игр требует от преподавателя тщательной предварительной подготовки, полной концентрации и внимания во время игрового процесса, корректности при исправлении ошибок, готовности к быстрому разрешению всех возникающих по ходу игры проблем и сбоев, – то есть высочайшего профессионализма.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Структура пространственного мышления
Среди всех видом мышления (конкретно-действенное, наглядно-образное, эмпирическое, теоретическое и др.), изучаемых возрастной и педагогической психологической, особое место занимает пространственное мышление - особый "вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образо ...

Приёмы восстановительного обучения, используемые в ходе эксперимента
1. Пациент C.В.И. 10.04.1925г. Логопедический диагноз: Афферентная моторная афазия. Учитывая сложность патологии (повреждение головного мозга), коррекционная работа длится длительно. Одно задание может усваиваться в течение 2-3 недель. При работе с данным пациентом, мы обратили внимание, что усвоен ...

Особенности психического развития умственно отсталых детей
Умственная отсталость -- это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, и ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru