Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Структурные этапы ролевой игры

Страница 1

У исследователей нет единой точки зрения относительно способа проведения ролевой игры. Авторы выделяют от 3 до 8 структурных этапов, которые, можно рассматривать в качестве вариаций простого игрового единства, предложенного И. Вагнером. Оно включает в себя три этапа:

1) подготовительный этап, в рамках которого происходит ознакомление учащихся с условиями проведения ролевой игры и закрепление необходимого языкового материала;

2) этап проведения игры, когда учащиеся становятся участниками непосредственного иноязычного общения, обусловленного учебно-речевой ситуацией и заданной ролью;

3) заключительный этап, который предполагает подведение результатов проведения игры.

Этой схемы проведения ролевых игр придерживается и К. Шустер (он обозначает эти этапы как фаза мотивации, фаза деятельности и фаза рефлексии), а также, согласно исследованиям Е.М. Диановой и Л.Т. Костиной, большинство зарубежных авторов.

Способы проведения ролевой игры, предлагаемые другими исследователями, создаются в результате дробления 1-го или 2-го этапов. Так, английский педагог Л. Джоунс, помимо подготовительного и заключительного этапов в классе, отдельно рассматривает подготовительный и заключительный этап дома. Г.С. Алпатова выделяет в качестве самостоятельных такие этапы, как:

1) представление ролей;

2) постановка учителем коммуникативной задачи

3) анализ коммуникативной задачи.

Л.А. Сажко рассматривает отдельно:

- информационно-мотивационный этап,

- этап первичного ознакомления с речевым материалом данной игры,

- операционный этап, который предполагает формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Некоторые авторы, в частности, Р.С. Алпатова, Л.А. Сажко, И. Вайгманн, вообще не учитывают заключительный этап, останавливаясь на проведении собственноролевой игры.

Наибольшее внимание подготовительному этапу следует уделять на ранней ступени обучения и в группах с недостаточной языковой подготовкой, при этом не выделять каждую фазу в качестве самостоятельного структурного этапа, а рассматривать их в качестве составных шагов подготовительного.

В качестве особого этапа можно также выделить информирование участников о данной ролевой игре: оно включает в себя ознакомление с учебно-речевой ситуацией, основными игровыми ролями и коммуникативными задачами персонажей.

Заключительный этап как подведение результатов проведения ролевой игры мы считаем обязательным, так как деятельность учащихся должна получить оценку, в противном случае этот способ обучения будет воспринят школьниками и студентами как развлечение и использование его впоследствии не принесет желаемых результатов.

Этот этап может быть во временном плане отделен от второго, но только в том случае, если подведение итогов включает в себя также анализ типичных ошибок и обсуждение коммуникативного поведения участников, особенно если ролевая игра базируется на проблемной игровой ситуации.

Объем структурных этапов ролевой игры может зависеть от места игры в учебном процессе. Чаще всего она используется на заключительном этапе, когда учебный материал уже освоен и учащиеся могут продемонстрировать в игре приобретенные языковые навыки и умения. В этом случае заключительный этап может быть сокращен до минимума.

Некоторые авторы, например, А.Е. Леванова и Р.С. Полесюк предлагают использование ролевых игр на стадии введения языкового материала. В таком обучении движение идет не от частного к общему, а от общего к частному. Эта методика работы очень близка проблемному обучению. В этом случае будет логичным сокращение подготовительного этапа до информативного.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие этапы и шаги проведения ролевой игры:

1) Подготовительный этап:

а) информирование участников о предстоящей игре;

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Использование методических средств на уроках информатики при изучении темы «Аппаратное обеспечение компьютера»
При обучении учащихся теме аппаратное обеспечение компьютера, учителем используются все возможные методы, формы и средства обучения на уроке, но так же желательно активно использовать наглядный материал: физические составляющие компьютера: материнская плата, видеокарта, звуковая карта, сетевая карт ...

Цели и задачи социально-психологической поддержки учащихся
В последние годы опубликован ряд научных работ, авторы которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в этих школах: Битянова М.Р., Качимская А.Ю. Целью работы психологов становится не просто об ...

Тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка студентов
Совершенствование контроля - одна из самых важных проблем системы современного образования. Контроль уровня учебных достижений студентов основан на дидактических измерениях. В смысловом отношении результат измерений содержит оценку (традиционно отметку) совокупности ответов учащихся, которая отобра ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru