Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Контроль и методическая помощь воспитателям

Страница 1

Одной из форм методической работы является посещение групп, ознакомление с работой воспитателя в области развития речи. Каждое посещение должно иметь определенную цель. Например, получив от педагога сведения о состоянии звуковой культуры речи его воспитанников, заведующая решает проверить эти данные путем личных наблюдений. Предварительно она может попросить вызвать для ответа определенных детей.

Целью посещения может быть наблюдение за приемами работы воспитателя. Заведующая должна иметь представление о стиле работы в разное режимное время всех воспитателей, но чаще всего нужно посещать занятия, которые проводят молодые, малоопытные педагоги, а также те, у кого можно почерпнуть что-то ценное и рекомендовать другим. Для посещения заведующая может избрать любое время дня, но желательно просмотреть какой-то вид деятельности полностью (всю прогулку, занятие целиком и т. д.).

В процессе посещения она может ознакомиться с пособиями по развитию речи, проверить состояние книжного уголка и т. д.

Заведующая может заранее наметить в своем плане вопросы, которые требуют ее внимания в первую очередь. К ним относятся контроль за выполнением воспитателями основных задач по развитию речи в отдельных возрастных группах, фронтальная работа по звуковой культуре речи в средней группе, обучение рассказыванию и индивидуальная работа по звукопроизношению в старших группах, а также методика непосредственного наблюдения.

Посещая группу, заведующая всегда должна прислушиваться к речи воспитателя, отмечая в своих записях ее сильные и слабые стороны. Желая составить мнение о творческих возможностях педагога, заведующая может предложить ему самому выбрать какой-то раздел программы и, основательно подготовившись, продемонстрировать уровень своих умений.

Посещая группу, заведующая должна помнить правило: не вмешиваться в ход работы воспитателя, поддерживать его авторитет у детей. Лучше всего при этом вести записи, отмечая как положительное, так и отрицательное. В заключение нужно побеседовать с воспитателем о результатах наблюдений. Посещая группу вторично, заведующая сопоставляет новые данные с предыдущими.

Беседы с детьми — полезная форма ознакомления заведующей с уровнем работы по развитию речи в группе, а также прямой путь воздействия на речь воспитанников. Беседы могут возникать непреднамеренно, при встрече с детьми на прогулке, в групповой комнате, в коридоре. Можно организовать беседу специально: пригласить в свой кабинет одного или нескольких ребят, прислушаться к их произношению, предложить картинку для рассказа, завести разговор о домашних делах, о событиях в группе. По возможности чаще нужно беседовать с детьми, которые имеют какие-либо отклонения в речи или требуют внимания, ласки.

Изучение письменных материалов. Содержание этой работы составляет проверка календарных планов. Совместно с воспитателями обсуждаются конспекты занятий, сценарии, доклады, которые время от времени готовят педагоги.

Индивидуальные и групповые беседы с воспитателями. Как правило, это незапланированная форма работы, возникающая по мере надобности. Беседой можно завершить посещение группы, обсуждение общих замечаний к календарным планам в одновозрастных группах; в беседе договариваются о содержании предстоящего концерта для детей и т. д.

Индивидуальные и групповые консультации лучше всего планировать заранее, выделяя для этого день и час, подбирая по возможности узкие темы. Так, целесообразны консультации по вопросам, затрудняющим воспитателя. Такие консультации требуют предварительной подготовки. В отличие от доклада методическая групповая консультация носит характер практического занятия. В нее входят коллективные и индивидуальные упражнения воспитателей, направленные на выработку педагогических умений, работа с книгой. Методист широко использует показ и объяснения, создает игровые ситуации, чтобы наиболее зримо имитировать педагогический процесс. В подготовку и проведение групповой консультации входят следующие этапы:

1) постановка общей актуальной цели (на основе личных наблюдений, пожеланий педагогов и указаний РОНО);

2) целенаправленные наблюдения в группах, исследование речи детей для сбора примеров и апробации некоторых приемов. Изучение календарных планов, необходимой литературы;

3) уточнение конкретных задач консультации в связи с собранными данными. Разработка текстового материала для консультации: мотивировка ее задач в соответствии с анализом педпроцесса; вопросы для обсуждения, упражнения, задания слушателям. Продумывается использование приемов активизации слушателей (варианты ответов, обмен «ролями», оценка записей детской речи и т. п.), наглядности. Готовится проект рекомендаций к дальнейшей работе педагогов;

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru