Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Беседа, как метод активизации мышления учащихся

Страница 1

Беседа – способ обучения, в котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся. Учитель ставит вопросы и тем самым побуждает их, опираясь на имеющиеся у них знания, самостоятельно приобретать новые знания. Беседа используется в преподавании с древних времен. Так, древнегреческий философ Сократ пользовался в основном беседами со своими учениками и достигал больших успехов.

Беседа способствует активности учащихся, позволяет соединить изучение нового повторением и проверкой пройденного материала. В беседе учитель может варьировать вопросы в зависимости от подготовки учащихся, привлекая к работе наиболее слабых, осуществляя индивидуальный подход к учащимся.

При подготовке к беседе учитель тщательно продумывает содержание и последовательность вопросов с тем, что бы они были логически связаны между собой, учитывали возможность применения наглядных пособий, а так же краеведческих знаний и умений. Следовательно, главное в беседе – правильно построенная по содержанию и в дидактическом отношении система вопросов. Беседа на уроках географии в большинстве случаев сочетается с работой по карте. Используя так же и другие наглядные пособия, статистический и графический материал.

Беседы бывают трех типов в зависимости от цели, которая ставится перед беседой:

1. Вводная беседа проводится обычно с целью восстановить в памяти учащихся знания и умения, необходимые для усвоения нового материала. Например, при изучении климата Африки или Америки вполне закономерен вопрос: «Что такое климат?». Это понятие известно учащимся с шестого класса.

2. Обобщающая беседа применяется для подведения учащихся к выводам и обобщениям. В курсе географии эта беседа, как правило, проводится после изучения крупных тем. Например, в шестом классе, после изучения тем: литосфера, атмосфера и гидросфера. Для этой цели в учебнике имеются специальные разделы с вопросами для обобщающего повторения.

3. Разъяснительная беседа имеет характер, направленный на сущность изучаемых объектов и явлений, на вскрытие взаимосвязей и зависимостей. Вопросы в беседе должны опираться на уже известный материал, на работу с картой и наглядными пособиями. Разъяснительные беседы о климате, какой – либо физико-географической области, вполне успешно проводятся в курсе физической географии. На основе известных учащимся знаний о климатических факторах, а так же умение читать карты, учитель ставит ряд последовательных вопросов, направленных на выяснение особенностей климата района. В качестве примера можно привести отрывки из беседы при изучении Северной Америки в курсе седьмого класса. Цель беседы – показать учащимся различия в климате Северной Америки и Евразии.

Учитель: Определите по карте атласа широту Нью-Йорка.

Ученики устанавливают, что Нью-Йорк расположен на 40 градусе северной широты.

Учитель: Через какие европейские страны и города проходит 40-я параллель?

Ученики отмечают, что в Европе 40-я параллель пересекает юг Италии и центральную часть Греции, Неаполь и Рим несколько севернее этой широты.

Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Нью-Йорке? Сравните их со средними температурами января и июля в Риме.

Учащиеся работают с климатическими картами атласов, указывают на то, что в Нью-Йорке значительно холоднее, чем в Риме, особенно зимой.

Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Москве?

Учащиеся называют данные.

Учитель: Каковы средние температуры января и июля в Северной Америке на широте Москвы?

Учащиеся называют данные и отмечают, что в Северной Америке на тех же широтах значительно холоднее, чем в Москве.

Учитель: Чем отличается по температурам климат Северной Америки от климата Европы?

Учащиеся делают вывод, что климат Северной Америки более холодный, чем климат Европы на тех же широтах.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Профилактика и коррекция врожденных пороков гортани
Несмотря на сложность работы с детьми, имеющими врожденные пороки гортани, результаты логопедических занятий дают положительный эффект благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма. Занятия должны быть доступны, целенаправленны и просты. Чтобы дети не уставали, количество упражне ...

Олигофренопедагогика
Олигофренопедагогика (от греч. oligos - малый, phren - ум и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки. Первые попытки воспитания и обучения ...

Какие виды творчества могут проявляться во время педагогического проектирования
Моральное творчество – это деятельность в сфере морально-этических отношений учащихся и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Моральное творчество необходимо прежде при проектировании педагогических ситуаций. Дидактическое творчество – э ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru