Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Устное изложение учителя может быть либо приемом объяснительно иллюстративного метода, либо же используется в качестве приема в проблемном изложении учебного материала. Катехизическая беседа, как правило, служит приемом объяснительно – иллюстративного метода, а эвристическая относится к частично – поисковому методу.
Объяснительно – иллюстративный (информационно – рецептивный) метод используется учителем при передачи учебной информации в форме рассказа, объяснения, лекции с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас знаний школьников, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу. Учитель передает знания, учащиеся усваивают новую информацию – слушают, читают, наблюдают, запоминают. Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят новую информацию, поэтому степень их самостоятельности очень мала.
Объяснительно – иллюстративный метод предназначен не только для передачи знаний о природе, населении и хозяйстве, но и о спецефических для географии приемах работы. С помощью этого метода учитель демонстрирует, как правильно читать карту, анализировать диаграмму, профиль, составлять географическое описание и характеристики. Такие сообщения учителя должны сопровождаться записями типового плана, схемой, таблицей, которые показали бы структуру учебного приема.
Назначение метода проблемного изложения – показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему и решает ее, раскрывая ход рассуждения. Школьники следят за ходом рассуждений, учатся логическим операциям, с помощью которых решают проблемы. С помощью данного метода можно раскрыть проблему определения относительного и абсолютного возраста горных пород или изложить рассуждение итальянского физика и математика Э. Торричелли, который изобрел ртутный барометр и с его помощью открыл существование атмосферного давления. Применение метода проблемного изложения ограничено содержанием учебного материала и умением учителя, излогать его проблемно, поэтому этот метод пока мало распространен.
Объяснительно – иллюстративный метод, когда учитель объясняет, а ученик запоминает и воспроизводит знания в том виде, котором дал учитель или как они изложены в учебнике. Наиболее распространенными методическими приемами являются: объяснение, рассказ, чтение, пересказ учебника, нахождение сведений в таблицах.
Это интересно:
Изучение эмпирических закономерностей
Начинать изучение законов педагогической антропологии приходится с установления фактов. Научный факт серьезно отличается от житейского, бытового, который представляет собой простую фиксацию явления или события. Научный факт является обобщением, поскольку единичное событие не может служить основание ...
Особенности изучения многозначных слов в начальной школе
В русском языке, как и в других языках, есть слова, которые имеют в своей семантической структуре не одно, а несколько (два и более) лексических значений. Это многозначные слова. Они противопоставляются однозначным словам, т. е. словам, имеющим одно лексическое значение. Многозначность (полисемия) ...
Содержание и структура современного школьного учебника
Учебник был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения. Там, где существовал единый и единственный учебник по истории и обществоведению (по принципу «один предмет – одна параллель – один учебник»), появилось несколько уче ...