Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Идеальная сторона труда связана с морально-эстетическими представлениями человека о своей деятельности, о её результатах и является действенным стимулом его активных физических усилий. Мускульные действия также не лишены эстетической притягательности. Когда они одухотворены высокой нравственной • целью и стремлением к добросовестному исполнению, они доставляют человеку непосредственно чувственное эстетическое наслаждение, которое включает в себя радость физического преодоления, приятное мускульное напряжение, сменяющееся расслабленностью и отдыхом.
Воспитательно-эффективный труд, претендующий на позитивное эстетическое воздействие, начинается с тщательной подготовки к деятельности и рабочего места. Безалаберность приводит к простоям и праздности, влечет за собой нравственно-эстетическое отвращение к труду. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудовых действий — четкая организация процесса труда и рабочего места.
Важным элементом процесса труда являются сформировавшиеся навыки, освобождающие ребенка от необходимости контроля за каждым действием, дающие возможность осмысления процесса в целом, рационализации и творчества. Благодаря системе навыков и умений в процессе труда возникает четкость, ритмичность действий, обеспечивающая равномерную затрату энергии и ее восстановление, рождается легкость и ловкость в движениях, развивается интуиция, ощущение собственного мастерства, раскованности, уверенности в успехе. Особенно воспитательно-эффективен труд, когда ребенок творит в процессе его организации, в конструировании, дизайне, создании новых композиций, форм, цветовых решений. Проявление себя творческой личностью рождает в школьнике ощущение красоты жизни и делает его труд прекрасным.
Так дети творчески подходят к сервировки стола. Делают полное его оформление: скатерть, цветы, салфетки и пр.
Эстетическое качество результатов трудовой деятельности — важнейшее звено структуры трудового процесса. В общественном производстве придается большое значение прикладному искусству, архитектурным решениям, дизайну, технической эстетике, украшению. Предметы потребления имеют для человека не только потребительскую, но и духовно-эстетическую ценность. Оформляя результат труда, педагог вместе с учащимися размышляет о том, чтобы вещь была сработана удобной, добротной и вместе с тем отвечала эстетическим требованиям. Важно развивать у ребят чувство формы, умение создавать и оценивать сочетания цвета, композицию, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красоты проявляется в их органической взаимосвязи. Полезно, когда в оценке трудовых дел участвуют сами дети. Самооценка, критика, самокритика, выступление в дискуссии не только развивают самостоятельность личности, но и учат всесторонне, глубже видеть эстетическую сторону конечного продукта труда. Учителю такая оценка и самооценка детей помогает выявить у каждого школьника положительную тенденцию в творчестве, стимулировать эстетически качественное исполнение дела.
Коллективные отношения в труде как итоговый элемент его процесса активно формируют нравственное и эстетическое сознание детей, их личностные качества. Личность оттачивает свои черты и свойства в процессе деловых и дружеских коллективных отношений, а общественные отношения улучшаются в результате совершенствования каждой личности.
Это интересно:
Организация работы по развитию межличностных взаимодействий
На формирующем этапе эксперимента была организованна серия игр на развитие межличностных взаимодействий, разработана тематика классных часов «Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается», «В мире добра и зла». Дети принимали активное участие в организованных играх, готовили материал для про ...
Современные инновационные технологии в образовании
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в Казахстане идет становление ...
Модель идеального воспитательно-образовательного
учреждения К.Н. Вентцеля и опыт ее практической реализации
Практическому воплощению идей свободного воспитания в жизнь призваны содействовать воспитательно-образовательные учреждения нового типа, - "Дома Свободного Ребенка". Цель создания такого учреждения, - "прогрессирующее освобождение ребенка от внешнего и внутреннего гнета, предоставлен ...