Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Познавательная активность

Страница 2

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно - ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.

Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обгрунтовывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления- с жизни и книжки… Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.

Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. Однако познавательную активность нельзя рассматривать как прямолинейное движение. Это – движение по спирали. Сказанное обозначает, разработка оптимальной технологии формирования определённых умений предвидит не только определения взрослыми круга знаний, которые должен усвоить ребёнок, а и согласование спроектированного содержания с индивидуальным опытом каждого ребёнка. Только при таких условиях практические задания связываются с нуждами исполнителя, с его намерениями и ценностями .

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Для детей дошкольного возраста всё новое, неизвестное познаётся в процессе общения со взрослыми. А взрослые знакомят детей с новым при помощи игры, т.е. в игровой форме.

Вопросами познавательного интереса занимались педагоги-классики Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Проблема познавательного интереса явилась исследованием многих российских педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, В.Б. Бондаревский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Черкасов, Г.И. Щукина, М.И. Бекоева и др.). Анализ всех определений сущности познавательного интереса показывает, что интерес определяется как стремление к знаниям.

Как считают многие исследователи, познавательный интерес часто выступает в форме выражения потребности (Б.И. Додонов, Д.А. Кикнадзе, А.Г. Ковалев, В.Т. Лежнев, А.В. Петровский, и др.).

Далее, в анализе литературы, автором было исследовано понятие «игра». В философии, педагогике, психологии термин «игра» имеет различные толкования. Исследования в области игровой деятельности проводили как зарубежные, так и отечественные ученые, которые отмечают, что игра является основным видом деятельности дошкольников.

В частности, Н.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева, И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина, Д.О. Добровольский, Н.И. Шляпина, А.П. Василевич, Д.А. Хасин, З.Н. Никитенко, Т.А. Чистякова, Е.М. Черкушенко, Г.И. Солина, И.И. Петричук подчеркивают, что игра – это один из основных видов деятельности дошкольников, который способствует формированию познавательного интереса к иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова, М.Ф. Стронин, И.С. Рязанова предлагают различные классификации игровой деятельности при обучении иностранному языку.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Общее положение учебной программы. Структура учебной программы 1-4 классов
Общее среднее образование должно обеспечивать условия для интеллектуального, социального, морального и физического развития учащихся, воспитание гражданина-патриота, а в стратегическом плане — заложить базис для формирования демократического общества, признающего образованность, воспитанность, куль ...

Технологическая компетентность педагога
Среди проблем педагогической трансформации культуры особое значение приобретает проблема соотношения профессионального образования и воспитания личности. К сожалению, принято считать оптимальными педагогическими решениями те, которые обеспечивают средние показатели образованности. Отсюда можно ожид ...

Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Оп ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru