Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Художественная литература как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами поэзии Граубина » Художественная литература как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

Страница 3

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина "Берeза") читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза.

Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

1) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

2) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

3) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

4) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бланки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима), так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина), в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, 3. Александровой, В. Серовой). Кроме произведений, рекомендованных программой, воспитатель может прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг: В. Бианки "Лесные сказки и рассказы" Ю. Дмитриев "Большая книга леса", Михайлов "Вот так куколка", Н. Сладков "В лесах счастливой охоты", "Песенки подо льдом", а также рассказы И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, М. Пришвина. В процессе ознакомления дошкольников с природой воспитатель использует различные виды деятельности дошкольника: беседы, наблюдения, прогулки, работу в живом уголке и др. Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок в лес педагог читает строчки рассказов М. Пришвина. Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях., например, при наблюдениями за явлениями природы. Вот дети стоят и смотрят, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельных снежинок, потому что целые хлопья снега падают на землю, кусты, деревья, крыши домов. "А давайте, - предлагает воспитатель, - вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году". Дети вспоминают: "В поле вьюга загуляла…", "В декабре, в декабре все деревья в серебре…", "Первый зимний снежок белым пухом летит…".

"А теперь послушайте новое стихотворение", - говорит воспитатель и читает "Первый снег" Е. Трутневой:

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!.

Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы, которые превращаются в пересказ своими словами только что прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на ребенка. Поэтому беседа должна быть краткой, не касающейся деталей повествования. Как отмечал К.Д. Ушинский, "длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понято".

Помня эту рекомендацию К.Д. Ушинского, воспитатель должен найти ту меру вопросов, рассуждений, объяснений, которые помогут ребенку понять произведение, но не помешают воздействию его на чувства. Перед педагогом, - отмечает Н.С. Карпинская, - стоит сложная, но выполнимая задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах, доступных дошкольному возрасту".

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru