Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки. Основными задачами деятельности учреждения являются охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, коррекция недостатков, а также воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Наша экспериментальная работа начинается с постановки цели исследования - выявить особенности нарушения фонематических функций (дифференциация звуков, фонематического анализа, синтеза, представлений и нарушения звукослоговой структуры слова) у дошкольников с задержкой психического развития.
В экспериментальную группу входило 10 детей.
Исследование проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке, что позволило достичь цели эксперимента. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Для более эффективного исследования испытуемых мы познакомились с режимом детского сада, изучили медицинские карты и личные дела испытуемых, посетили логопедические занятия и основные режимные моменты.
В результате проделанной нами работы были получены следующие сведения: все испытуемые имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Реакция на одобрение и прорицание – адекватная, частично принимают помощь. Отмечается низкая способность переключения с одного действия на другое.
К моменту исследования у детей с задержкой психического развития отмечались нарушения звукопроизношения.
выход из моторной алалии (5%)
функциональная дислалия (50%)
стертая форма дизартрии (45%)
Речевое развитие 30% дошкольников с нарушениями речи соответствовало 2-3 уровням недоразвития речи. Остальные (70%) имели общее недоразвитие речи 3-го уровня. Словарный запас крайне беден, в понимании речи дети ограничиваются знакомой бытовой ситуацией. Речь почти не включается в процессе деятельности детей. Данные аудиограммы свидетельствуют о сохранности у всех исследуемых детей физиологического слуха.
Таким образом, неоднородность нарушений у детей с речевыми и психическими отклонениями позволяет предположить уличный уровень развития фонематических функций.
Эксперимент проводился с 18 октября по 4 ноября 2005 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства.
Для работы и проведения констатирующего эксперимента были выбраны следующие методы:
Теоретические:
- Анализ и обобщение материала полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах.
Эмпирические:
Наблюдения за речью детей в разных видах деятельности.
Констатирующий эксперимент.
Биографические:
- Анализ амнестических сведений.
- Изучение документации.
IV. Организационные методы.
Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию, в которой была отражена последовательность предстоящих действий испытуемых, а также форма устного ответа.
Материалом к исследованию служили устные задания экспериментатора. В большинстве случаев после объяснения здания экспериментатор просил детей повторить его с целью уточнения понимания испытуемыми содержания задания.
Для нашего исследования мы использовали предложенную Л. В. Лопатиной методику исследования восприятия устной речи, а также методику исследования звукослоговой структуры слова. Данные методики были адаптированы на детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
При разработке методики констатирующего эксперимента за основу были положены следующие фундаментальные положения лингвистики, психологии, психофизиологии, логопедии, представляющие собой методологию исследования:
современные научные представления о симптоматики и структуре речевого дефекта при задержке психического развития.
психофизиологические механизмы овладения звукопроизношением в норме.
С учётом указанных выше теоретических положений были определены следующие направления методики констатирующего эксперимента:
1) исследование состояния звукопроизношения;
2) исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка;
3) исследование сформированности фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
4) исследование состояния звукослоговой структуры слов и предложений.
Это интересно:
Методические рекомендации по использованию информационных технологий на
практических занятиях
Осуществление компьютерного обучения на базе новых информационных технологий является одним из важных направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов По теме «Экстремумы, условный экстремум и наибольшее, наименьшее значения функций двух переменных» создано электронное по ...
Театры в школах, как
форма организации творческой деятельности учащихся
В настоящие время, почти в каждой школе есть коллектив, из числа учащихся, занимающийся театральными поставками. В некоторых школах этому уделяется большое внимание, можно сказать даже, что театральные постановки являются частью учебного плана. Занятия театром в школе меньше всего напоминают театра ...
Функция средств социализации
Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют различные функции. Во-первых, средства социализации обеспечивают информационно-образовательные функции: распространение и усвоение определенной социальной информации. Этим специально заняты институты коммуникации и ...