Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений

Педагогика и воспитание » Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения » Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений

Страница 2

Работая над выбранной темой, мы раскрыли некоторые ее теоретические аспекты (на основе анализа литературы", а также проанализировали результаты самостоятельно проведенного исследования особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушением речи и разработали комплекс упражнений, направленных на ее совершенствование. То есть задачи курсовой работы были решены.

Были сделаны следующие выводы:

Выводы по главе 1.

Анализ психологической, педагогической, дефектологической литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:

Единого определения игры в науке на сегодняшний день не сложилось. Тем не менее, в отечественной психологии под игрой традиционно понимается форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Вопрос о природе игры является в психологии дискуссионным. Так, К. Грос видел в игре предупреждение инстинктов, связанных с борьбой за существование; Г. Спенсор видел источник игры в избытке сил; З. Фрейд - в вытесненных инстинктах и влечениях; А. Адлер - в комплексе неполноценности и т.д. В отечественной психологии признается социальная природа игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Игра (а именно - сюжетно-ролевая игра) является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она во многом обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных качеств.

Игровая деятельность совершенствуется на протяжении дошкольного возраста по нескольким направлениям: от "игры рядом" до коллективной игры; от игр с простейшим бытовым сюжетом до отображения в них событий общественной жизни, обыгрывания произведений культуры; от обыгрывания всех элементов сюжета до перехода к игре-фантазированию в мысленном плане (сворачивание игровых действий).

У детей с выраженными нарушениями речи игровая деятельность затруднена. Это проявляется, по данным многочисленных исследований, в сложностях установления межличностных контактов в игре, ограниченности сюжетов бытовой тематикой, в недостатке творческого подхода таких дошкольников к игре, повышенной отвлекаемости и т.п. Однако, как отмечают дефектологи, в условиях специального обучения возможно некоторое исправление недостатков игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

Экспериментальное исследование проводилось нами на базе старшей группы МДОУ г. Энгельса "Детский сад №76" с помощью двух методик - "игра со взрослыми" и "Индивидуальная ролевая игра" (по Е.А. Стребелевой). В исследовании участвовали 10 дошкольников 5-6 лет с диагнозом "Общее недоразвитие речи III уровня" и "ОНР IV уровня".

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

Исследование особенностей совместной игры дошкольников страдающих ОНР, со взрослыми, показало, что эти дети в целом способны включаться в такого рода деятельность, но зачастую не проявляют инициативы, речевой активности, затрудняются даже в условиях помощи со стороны взрослого развернуть полноценный сюжет, иногда вовсе ограничивались предметной деятельностью "рядом со взрослыми".

Индивидуальная ролевая игра вызывала еще более значительные трудности у дошкольников с ОНР, проявившиеся в отсутствии организационного этапа, неспособности к самостоятельному развертыванию подчас даже элементарного сюжета, в преобладании интереса к игрушкам, которые в норме предназначены для более младшего возраста (игрушки в воде).

При этом, как нам удалось выяснить, действия с предложенными игрушками были вполне адекватными (соответствующими их изначальному предназначению), что еще раз подтверждает первичную сохранность интеллекта таких детей.

Исследование показало, что дети с более выраженными речевыми нарушениями (ОНР III уровня) испытывали в процессе игровой деятельности (и совместной со взрослыми, и индивидуальной) большие трудности, чем их сверстники, у которых, согласно логопедическому заключению, недоразвитие всех сторон речи выражено менее ярко (ОНР IV уровня).

Для коррекции недостатков игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями нами был разработан комплекс игровых упражнений, конструктивное назначение которого предстоит доказать в дальнейшем исследованиях.

То есть гипотеза нашего исследования подтвердилась. Игровая деятельность дошкольников с выраженными нарушениями речи (а особенно - индивидуальная деятельность) оказалась несовершенной.

в дальнейшем, для получения более полных и точных сведений об особенностях игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи мы планируем, во-первых, расширить экспериментальную группу, во-вторых, дополнить исследование диагностикой более сложной (как мы полагаем) для таких детей формы игровой деятельности - совместное ролевой игры.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Описание констатирующего среза
Задание 1 (3 А класс) Ф.И. ученика 1 слово 2 слово 3 слово 4 слово 5 слово 6 слово 1. Арефьев М. + + + + + + 2. Анохина М. - + - + - + 3. Бубнов Ж. + + + + + - 4. Голубцова А. + + + + + + 5. Гаврилова С. + + - + + + 6. Гущин А. + + + + + + 7. Дергач Р. + + + + + + 8. Долгунова К. + + + - + + 9. Евт ...

Экологические аспекты изучения темы «полимеры» в курсе химии средней общеобразовательной школы
Экологическое образование и развитие школьников – полноценная область знания, познания самого себя, окружающего мира, которая реально воздействует на формирование мировоззренческой компоненты их развития как личностей. Вашему вниманию представляется урок на тему: «Полимеры», наполненный экологическ ...

Эффективность использования проекта по инновационному преподаванию дисциплины "Иностранный язык" для развития самостоятельности будущих экономистов
В исследовании использовались методики Т.Д. Дубовицкой (установление активности личности обучающихся), П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского (выявление уровня самостоятельности студентов). Нами был составлен опросник из 10 вопросов, определяющих степень осознания значимости самостоятельной учебной деят ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru