Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Для того чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.
Обследование, изучение динамики личностного развития учащихся проводится не только для выявления мотивации:
Имеется ли у ученика интерес к учебно-воспитательному процессу.
К чему именно в этом процессе имеется наибольший интерес.
Имеется ли у него интерес к данному учебному предмету.
Что именно интересует ученика в нем:
содержание учебного предмета;
методы открытия новых знаний;
методы решения задач;
внешние результаты – оценки, престиж и т.д.
Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей.
Выделяются две стратегии диагностики мотивации учения:
1. констатирующая, срезовая диагностика, охватывающая традиционную иерархию мотивов учения и их динамику;
2. формирующая диагностика – диагностика функциональной структуры мотивационного компонента деятельности в процессе формирования новых знаний и умений учащихся.
Диагностика учебной мотивации требует определения принципов подбора методик для ее проведения. Исходя из современных подходов к диагностике мотивации учения, можно выделить как минимум следующие:
1. определение показателей мотивации учения, на основе которых будет осуществляться диагностика;
2. подбор диагностических методик;
3. определение диагностических возможностей каждой методики в отношении выделенных показателей;
4. учет методологической основы методики – той теории, на основе которой строилась данная методика и которую необходимо учитывать при интерпретации результатов;
5. соответствие текстов методик возрастным особенностям учащихся;
6. учет индивидуальных особенностей учащихся;
7. соответствие ситуации проведения диагностики целям диагностики и др.
В качестве наиболее популярных показателей мотивации учения выступают:
– виды личностно значимой деятельности школьника – определение того, какие виды деятельности являются для него личностно значимыми; а самое главное, является ли учение для ученика значимой деятельностью;
– личностно значимые для школьника субъекты – кто из окружающих людей является для него личностно значимым, оказывающим прямое влияние на мотивацию учения школьника. Здесь необходимо установить отношение ученика к учителю, к родителям, одноклассникам;
– отношение к учению – это знак отношения: положительное, отрицательное, нейтральное; соотношение социальных и познавательных мотивов учения школьника в иерархии;
– отношение школьника к учебным предметам – определение «любимых» и «нелюбимых» предметов.
Различают три типа диагностических методик исследования учебной мотивации:
1. Косвенные методики диагностики мотивации учения:
– Метод наблюдения. Один из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики мотивации учения. Показатели наблюдения, выявляющие отношение школьника к учению (по П. Голу, Г.И. Щукиной и др.):
а) стремление учащихся посещать занятие или желание уклониться от них;
б) общая активность на занятиях;
в) наличие и характер отвлечений;
г) отношение к средствам действия;
д) наличие и содержание замечаний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию;
е) поведение детей по окончанию занятия.
Для удобства фиксации отношения школьника к учению ведут специальную карту наблюдений.
Метод наблюдения применяется как при констатирующей диагностике – для определения исходной мотивации учения школьника так и в ходе формирующего эксперимента.
– Метод беседы:
а) с учителем. В беседе с учителем путем прямых либо косвенных вопросов необходимо выявить отношение конкретного школьника к учению по выделенным показателям;
б) с родителями. Беседа с родителями дает дополнительные данные к информации, полученной в ходе беседы с учителем;
Это интересно:
Основные педагогические идеи Я.А.
Коменского
Свой главный педагогический труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский начал писать в Чехии и закончил в Польше. Первоначально написан на чешском языке, затем в 1638 г. переведён Я. А. Коменским на латинский язык и издан в Амстердаме в 1657 г. В настоящей книге печатается по изданию: Коменский Я. А. И ...
Особенность метода проблемного обучения в условиях внеклассной работы
1. Место проблемного обучения в педагогических концепциях В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, ...
Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный ...