Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Средства диагностики мотивов учения младших школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Средства диагностики мотивов учения младших школьников

Страница 1

Для того чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.

Обследование, изучение динамики личностного развития учащихся проводится не только для выявления мотивации:

Имеется ли у ученика интерес к учебно-воспитательному процессу.

К чему именно в этом процессе имеется наибольший интерес.

Имеется ли у него интерес к данному учебному предмету.

Что именно интересует ученика в нем:

содержание учебного предмета;

методы открытия новых знаний;

методы решения задач;

внешние результаты – оценки, престиж и т.д.

Кроме наблюдений можно использовать различного рода анкеты, беседы, сочинения с целью более точного выявления субъективно осознаваемых мотивов, интересов учащихся и склонностей.

Выделяются две стратегии диагностики мотивации учения:

1. констатирующая, срезовая диагностика, охватывающая традиционную иерархию мотивов учения и их динамику;

2. формирующая диагностика – диагностика функциональной структуры мотивационного компонента деятельности в процессе формирования новых знаний и умений учащихся.

Диагностика учебной мотивации требует определения принципов подбора методик для ее проведения. Исходя из современных подходов к диагностике мотивации учения, можно выделить как минимум следующие:

1. определение показателей мотивации учения, на основе которых будет осуществляться диагностика;

2. подбор диагностических методик;

3. определение диагностических возможностей каждой методики в отношении выделенных показателей;

4. учет методологической основы методики – той теории, на основе которой строилась данная методика и которую необходимо учитывать при интерпретации результатов;

5. соответствие текстов методик возрастным особенностям учащихся;

6. учет индивидуальных особенностей учащихся;

7. соответствие ситуации проведения диагностики целям диагностики и др.

В качестве наиболее популярных показателей мотивации учения выступают:

– виды личностно значимой деятельности школьника – определение того, какие виды деятельности являются для него личностно значимыми; а самое главное, является ли учение для ученика значимой деятельностью;

– личностно значимые для школьника субъекты – кто из окружающих людей является для него личностно значимым, оказывающим прямое влияние на мотивацию учения школьника. Здесь необходимо установить отношение ученика к учителю, к родителям, одноклассникам;

– отношение к учению – это знак отношения: положительное, отрицательное, нейтральное; соотношение социальных и познавательных мотивов учения школьника в иерархии;

– отношение школьника к учебным предметам – определение «любимых» и «нелюбимых» предметов.

Различают три типа диагностических методик исследования учебной мотивации:

1. Косвенные методики диагностики мотивации учения:

– Метод наблюдения. Один из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов, используемых для диагностики мотивации учения. Показатели наблюдения, выявляющие отношение школьника к учению (по П. Голу, Г.И. Щукиной и др.):

а) стремление учащихся посещать занятие или желание уклониться от них;

б) общая активность на занятиях;

в) наличие и характер отвлечений;

г) отношение к средствам действия;

д) наличие и содержание замечаний, комментариев, выражающих положительное, безразличное или отрицательное отношение к занятию;

е) поведение детей по окончанию занятия.

Для удобства фиксации отношения школьника к учению ведут специальную карту наблюдений.

Метод наблюдения применяется как при констатирующей диагностике – для определения исходной мотивации учения школьника так и в ходе формирующего эксперимента.

– Метод беседы:

а) с учителем. В беседе с учителем путем прямых либо косвенных вопросов необходимо выявить отношение конкретного школьника к учению по выделенным показателям;

б) с родителями. Беседа с родителями дает дополнительные данные к информации, полученной в ходе беседы с учителем;

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Врожденные пороки гортани и причины их возникновения
Значительную актуальность представляют поражения гортани, так как они связаны с жизненно важной функцией – дыханием, и промедление в оказании помощи может в определенных случаях привести к летальному исходу. Патология гортани в качестве самостоятельной, т.е. нозологической формы наблюдается в широк ...

Методы развития творческих способностей учащихся
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Размышляя сегодня над этой проблемой, правомерно поставить вопрос: в чем же причины то ...

Описание содержания работы по использованию компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку
Целью формирующего этапа эксперимента является: формирование знаний и умений, расширение кругозора и развитие интеллектуально-речевых умений через использование учебной компьютерной программы «Семейный наставник «, апробирование тестовых заданий с целью выявления успеваемости учащихся и умения выпо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru