Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
На основании «Теории кризиса» и частной «модели горя» Г.Г. Гузеевым была сформулирована психодинамическая модель поведения семьи. Все многообразие реакций родителей на рождение аномального ребенка проходит четыре основные фазы:
Характеризуется состоянием родителей, их растерянностью, страхом. Родители не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. Отмечается падение самооценки, неослабевающее чувство вины.
Нередко шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Это вторая фаза, при которой отрицание диагноза предполагает сохранение надежды или сохранения чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего его разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.
По мере того, как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Необходимость заботы о больном ребенке, специального непрерывного ухода за ним, не утихающие боли оттого, что ты дал жизнь неполноценному человеку, создают синдром «хронической печали» у родителей.
А самостоятельное повторное обращение родителей за помощью к специалистам знаменует собой четвертую фазу – начала социально-психологической адаптации всех членов семьи.
Зарубежный исследователь J.E. Hsia отмечает, что более половины родителей недопонимают или очень плохо разбираются в диагнозе своего ребенка.
О.Б. Половкина направила поиск новых форм оказания психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями.
Анализ полученных данных в результате исследования социального статуса семьи, позиций родителей позволил выделить различные позиции матери по отношению к воспитанию проблемного ребенка. Условно эти позиции обозначили как активная, пассивная, отстраненная.
Активная, выявлена у 36% родителей, которые адекватно воспринимали информацию о состоянии здоровья ребенка, включались в процесс реабилитации.
Пассивная позиция отмечалась у 38% родителей, эмоционально подавленных, растерянных, механически выполняющих советы специалистов.
Отстраненная позиция отмечалась у 26% родителей. Они наиболее болезненно воспринимали информацию о здоровье своего ребенка, не принимали участия в реабилитации, считая, что делать это должны врачи.
Польский ученый Маженна Заорска, исследовав положение детей с нарушениями слуха и их семей в Польше, получила интересные результаты.
Среди матерей аномальных детей и отцов преобладали семьи с двумя и более детьми (29,1%), с одним ребенком (7,5%). По вопросу отношения родителей, братьев и сестер, других близких к ребенку по особенностям воспитания были получены оптимистичные данные. Почти в 50% этих семей встречалось полное принятие ребенка. Гиперопека отмечалась в 24% случаях у матерей, 16,4% наблюдений - у отцов, в 10,1% - у братьев и сестер. Ни один человек не считал глухого ребенка бременем для семьи. В домашней среде преобладал демократический стиль воспитания детей. Однако, ни факт принятия глухого ребенка, ни демократия во взаимоотношениях членов семьи не гарантирует участия всех членов семьи в уходе, обучении и воспитании. Обязанности исполнять рекомендации специалистов берет на себя мать ребенка - 65,8%, на много реже отец - 32,9%, братья и сестра - 15,1%.
Это интересно:
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая техноло ...
Уровни выполнения родителями воспитательной функции
Изучение педагогического опыта позволило выявить недостатки педагогического руководства семейным воспитанием, основными из которых являются: - Недостаточное внимание со стороны администрации школ к вопро сам педагогического руководства; - Слабая теоретическая и практическая подготовленность некотор ...
Модель идеального воспитательно-образовательного
учреждения К.Н. Вентцеля и опыт ее практической реализации
Практическому воплощению идей свободного воспитания в жизнь призваны содействовать воспитательно-образовательные учреждения нового типа, - "Дома Свободного Ребенка". Цель создания такого учреждения, - "прогрессирующее освобождение ребенка от внешнего и внутреннего гнета, предоставлен ...