Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Семья как один из социальных факторов формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Тоже происходит и тогда, когда ребенка ограждают от каких-либо забот, усилий трудностей. Принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема- удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители блокируют процесс серьезной подготовки детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются неприспособленные к жизни в коллективе. Взрослые, придерживающиеся авторитарного типа, добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением ребенка очень высокий.

При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства.

Общие черты таких детей - заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Либеральный стиль воспитания строится на признании возможности независимого существования взрослых от детей. При этом могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную линию. Взрослые почти никак не контролируют действия детей, все им позволяют, не предъявляют порой даже элементарно необходимых требований. Внешне привлекательное такое отношение, на самом деле свидетельствует о равнодушие, отчужденности от жизни ребенка. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием

Демократический стиль воспитания в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организации высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития- коллектива. Взрослые, декларирующие демократический тип воспитания должны, уважительно относятся к детям, стараться наладить с ними эмоциональный контакт, учитывать их индивидуальные особенности. Взрослые не подавляя, строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают, почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование.

У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль руководства. Не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей, старшие воспитывают в младших организованность, дисциплинированность. Родители прислушиваются к мнению ребенка.

Неустойчивый стиль воспитания в семье совмещает в себе все вышеизложенные стили и существенного влияния, на формирования базовых качеств личности не оказывают.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Каждый из этих стилей семейного воспитания по-своему влияет на формирование базовых качеств личности. Исходя из этого, мы и выдвинули гипотезу

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Э.Эриксон подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком совмещаются чувственная забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. (Е.О.Смирнова)

Психологами была предложена динамическая двухфакторная модель родительских отношений, основанная на двух факторах - эмоциональном (любовь-ненависть) и поведенческом (автономия-контроль). Конкретная родительская позиция определяется выраженностью каждого из компонентов и их взаимосвязанностью. Родительское отношение по своей природе противоречиво и включает два противоположных момента: безусловный (включает любовь, сопереживание, и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). Эти характеристики отражают реальную объективную двойственность родительской позиции. Специфика родительского отношения заключается, в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. Эти два начала, которые можно обозначить как предметное и личностное, не являются разными типами или формами отношений. Они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru