Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методические рекомендации по проведению вводного инструктажа

Педагогика и воспитание » Обучение учащихся приемам выполнения работ » Методические рекомендации по проведению вводного инструктажа

Мастер должен отдавать себе отчет, прежде всего в том, что при изучении тем, связанных с усвоением учащимися каких-то приемов или отдельных операций по ремонту системы охлаждения, необходимо решить следующие дидактические задачи. Подготовить учащихся к сознательному выполнению заданной работы наиболее рациональным образом, предупредить возможные ошибки и брак, обеспечив при этом соблюдение безопасных условий труда. Добиться отчетливого понимания каждым учащимся особенностей предстоящих действий, что достаточно сложно. Поэтому главная особенность проведения занятия по ремонту системы охлаждения, связанным с изучением приемов или операций, заключается в "растяжении" вводного инструктажа на все занятие. Вводный инструктаж, проводимый, как правило, в начале урока, даже если у мастера сложилось представление, что "все поняли", должен повторяться в индивидуальном варианте во время самостоятельного выполнения учащимися упражнений. Это дает возможность подобрать темп усвоения материала для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, известных мастеру. Кроме того, в зависимости от действий учащегося у мастера есть возможность при необходимости вернуться к любой части учебно-инструктивного материала. Терпеливый повтор показа правильного выполнения приемов работы, учет типичных затруднений и своевременный приход для оказания учащимся помощи - основа целевых обходов мастера на занятиях по данной теме. В планах проведения занятий, в которых по программе предусмотрено освоение трудовых приемов или операций, особое внимание уделяется разработке вводного инструктажа. Понятно, что каждый раз он учитывает своеобразие материала, но его содержание может быть примерно следующим:

ознакомление учащихся с содержанием предстоящей учебной работы и ее значением для овладения изучаемой специальностью;

объяснение, какие знания из изученного ранее теоретического материала будут востребованы при работе (при необходимости - их повторение);

показ и разъяснение особенностей выполнения того или иного приема или операции концентрация внимания учащихся на возможных причинах, которые могут привести к ошибкам, неправильному результату, поломке, браку и т.п.;

ознакомление учащихся с техникой безопасности, предупреждение об опасных зонах, о необходимости рациональной организации рабочего места.

Если занятия проводятся с учащимися, которые уже усвоили основные приемы работы системы охлаждения, то вводный инструктаж может дополнительно включать:

показ наиболее рациональных приемов и способов выполненя задания;

демонстрацию применения новаторских инструментов и технологии передовых методов труда.

На вводном инструктаже мастер сообщает цель изучения подтемы - с технологией изготовления, приемами работы и последовательностью выполнения каждой операции. После инструктажа проводятся пробные упражнения, которые предстоит изготовить учащимся. Он внимательно наблюдает за приемами работы, подсказывает их ошибки и объясняет, почему они получились и что надо делать, чтобы избежать этих ошибок. Мастер наблюдает также за последовательностью выполнения. При нарушениях останавливает и добивается полного понимания учащимися. Во время текущего инструктажа мастер обходит учащихся и делает замечания каждому в отдельности, а если нужно, показывает снова, как выполнить прием работы.

Опыт показывает, что такие дополнения значительно повышают интерес учащихся, их активность при выполнении работы. При отработке технологических операций, особенно на начальных этапах обучения, целесообразно ознакомление на вводном инструктаже с правилами пользования письменными инструкционными материалами (картами). Тогда у каждого учащегося появляется возможность выполнить задание по ремонту, самостоятельно контролируя правильность соблюдения ее последовательности и вырабатывая при этом навыки критического отношения к собственной деятельности - практику самоконтроля. Особое значение, как уже подчеркивалось, на таких занятиях отводят этапу самостоятельной работы учащихся, мастер руководит этой работой в порядке текущего инструктажа. Целевыми обходы называются потому, что каждый из них может преследовать контроль правильности выполнения конкретных действий. Например, мастер проверяет, правильно ли организовали учащиеся свои рабочие места, соблюдаются ли указания по технике безопасности. При этом он старается не "разбрасываться", не отвлекаться от намеченной цели. Конечно - если не появились обстоятельства, требующие его экстренного вмешательства. Последующие обходы могут быть произведены с самыми разными целями, но есть несколько правил их проведения, выработанных практикой. Последние обходы обычно преследуют цели приемки и оценки выполненных учащимися объектов (при операционных работах), что необходимо для последующего подведения итогов занятия. После окончания работы учащиеся убирают свои рабочие места, сдают готовые или незавершенные изделия, неиспользованные материалы, полученные ранее инструменты и технологическую документацию, а дежурные производят уборку всей мастерской.

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru