Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Основы проблемного обучения

Страница 2

формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Наиболее важными функциями, характерными для проблемного обучения, являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.

С помощью чего организуется проблемное обучение? Конечно, как и любой другой тип обучения, оно организуется различными методами. Будем рассматривать метод обучения как систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей.

В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям. Существуют также и различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит перед собой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задач иногда выделяют четыре метода:

проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее),

совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися),

исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно),

творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).

По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и учащихся также иногда выделяют пять способов организации учебного процесса (называемые также бинарными методами), в которых соответствующему методу преподавания соответствует свой метод учения (сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивный и практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый).

Остановимся более подробно на классификации методов проблемного обучения, предложенной М.И. Махмутовым , названных им дидактическими способами организации процесса проблемного обучения. За основу своей классификации им, по всей видимости, была принята классификация методов обучения по характеру (степени самостоятельности и творчества) учащихся, предложенная еще в 1965 году И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Эта классификация до настоящего времени является наиболее распространенной в российской педагогической науке: объяснительно-иллюстративный метод (называемый также иногда информационно-рецептивным), репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский метод.

К методам проблемного обучения обычно относят

исследовательский;

эвристический;

проблемное изложение.

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. А.Я.Блох с соавторами утверждают, что этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования. Осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных фактов, подлежащих исследованию; уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

«Проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод – для применения исследовательского метода».

Необходимо отметить особую значимость методов проблемного обучения в воспитательном отношении: они формируют и развивают творческую познавательную деятельность учащихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем, а это очень важно. Но осуществить обучение проблемным методом на уроке не всегда возможно, в силу ряда причин:

ограниченность времени на уроке;

регламентированная программа, которую должен освоить ученик за определенное время;

различный уровень учеников в классе;

не всегда можно изложить ту или иную тему, используя методы проблемного обучения.

Вывод: Целесообразно применять проблемное обучение не только на уроках, но и во внеклассной работе, где предусмотрена большая свобода действий. Кроме того, на занятия во внеурочное время чаще приходят школьники, заинтересованные в изучении математики, а значит, именно с ними одним из оптимальных методов работы будет проблемный метод.

3. Внеклассная работа и проблемное обучение

На уроке математики всегда можно заинтересовать и увлечь школьников. Но также необходимо обучить определенному комплексу процедур математического характера; занимательность изложения подчинена этой цели; развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала, поэтому не всегда можно найти достаточно времени для развития интереса к предмету и творческого мышления.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Проблемы гражданского и патриотического воспитания
Патриотизм является гражданской позицией человека. Гражданин обязан выполнять как конституционные законы, так и профессиональные обязанности, тем самым способствуя процветанию своего государства. Недооценка патриотического воспитания в современных условиях имеет явно негативные последствия. Развити ...

Примеры проведения театрализованных представлений и упражнений и выводы с точки зрения воспитателя
Хорошим примером для того как использовать театральный опыт для развития личностных качеств и коррекции агрессии детей может послужить курс «Творчество» в московской школе №666 под руководством Ю. Колчеева. Курс «Творчество» нацелен не на то, чтобы научить детей приемам и методам театрального искус ...

Психофизиологические основы чтения
Чтение, как вид деятельности, можно определить как процесс декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Он состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи); слияние нескольких букв в слог (навык слогослияния); с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru