Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Основы проблемного обучения

Страница 2

формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Наиболее важными функциями, характерными для проблемного обучения, являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.

С помощью чего организуется проблемное обучение? Конечно, как и любой другой тип обучения, оно организуется различными методами. Будем рассматривать метод обучения как систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей.

В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям. Существуют также и различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит перед собой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задач иногда выделяют четыре метода:

проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее),

совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися),

исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно),

творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).

По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и учащихся также иногда выделяют пять способов организации учебного процесса (называемые также бинарными методами), в которых соответствующему методу преподавания соответствует свой метод учения (сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивный и практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый).

Остановимся более подробно на классификации методов проблемного обучения, предложенной М.И. Махмутовым , названных им дидактическими способами организации процесса проблемного обучения. За основу своей классификации им, по всей видимости, была принята классификация методов обучения по характеру (степени самостоятельности и творчества) учащихся, предложенная еще в 1965 году И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Эта классификация до настоящего времени является наиболее распространенной в российской педагогической науке: объяснительно-иллюстративный метод (называемый также иногда информационно-рецептивным), репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский метод.

К методам проблемного обучения обычно относят

исследовательский;

эвристический;

проблемное изложение.

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. А.Я.Блох с соавторами утверждают, что этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования. Осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных фактов, подлежащих исследованию; уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

«Проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод – для применения исследовательского метода».

Необходимо отметить особую значимость методов проблемного обучения в воспитательном отношении: они формируют и развивают творческую познавательную деятельность учащихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем, а это очень важно. Но осуществить обучение проблемным методом на уроке не всегда возможно, в силу ряда причин:

ограниченность времени на уроке;

регламентированная программа, которую должен освоить ученик за определенное время;

различный уровень учеников в классе;

не всегда можно изложить ту или иную тему, используя методы проблемного обучения.

Вывод: Целесообразно применять проблемное обучение не только на уроках, но и во внеклассной работе, где предусмотрена большая свобода действий. Кроме того, на занятия во внеурочное время чаще приходят школьники, заинтересованные в изучении математики, а значит, именно с ними одним из оптимальных методов работы будет проблемный метод.

3. Внеклассная работа и проблемное обучение

На уроке математики всегда можно заинтересовать и увлечь школьников. Но также необходимо обучить определенному комплексу процедур математического характера; занимательность изложения подчинена этой цели; развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала, поэтому не всегда можно найти достаточно времени для развития интереса к предмету и творческого мышления.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru