Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Изменение размеров грудной клетки на протяжении физического развития школьников

Педагогика и воспитание » Оценка физического развития детей 7-15 лет, не занимающихся спортом » Изменение размеров грудной клетки на протяжении физического развития школьников

Страница 1

Третьим образцовым показателем, используемым при оценке физического развития, являются размеры грудной клетки: сагиттальный, фронтальный и её периметр. Размеры и формы грудной клетки подвержены значительным изменениям в ходе онтогенеза. Связано это с увеличением и изменением топографии внутренних органов, влиянием спортивных нагрузок и спецификой рабочих мышц плечевого пояса, а также вертикальным положением тела человека.

Наибольшей вариативностью обладают периметры грудной клетки по сравнению с диаметрами. Однако, и диаметры, особенно соотношения поперечного и передне-заднего подвержены значительным изменениям в онтогенезе. Высокую изменчивость показателей, характеризующих размеры грудной клетки и её формы в процессе развития, видит в онто - и филогенетических закономерностях развития.

Поперечные диаметры грудной клетки изменяются почти равномерно в процессе развития и роста детей и подростков.

К 12-13 годам форма грудной клетки напоминает грудную клетку взрослых, отличаясь от последних размерами. В одни периоды детства преобладает рост грудной клетки в ширину, в другие - в передне-заднем направлении. Нарастание фронтального диаметра у мальчиков происходит довольно быстро, с ускорением в 7-9 лет и замедлением в 9-11 лет. У девочек увеличение этого параметра совершается более постепенно. Грудная клетка в переднее - заднем направлении увеличивается медленнее, чем в ширину, затем её рост и в этом направлении несколько усиливается: у мальчиков до 15 лет и у девочек до 13 лет.

Окружность грудной клетки с возрастом увеличивается постепенно, причём абсолютный размер грудной клетки у мальчиков больше, чем у девочек, за исключением 13-15 лет. Прирост окружности грудной клетки несколько уменьшается после 15 лет у мальчиков, тогда, как у девочек подобное замедление наблюдается уже в 13 лет. Строение и форма грудной клетки могут значительно видоизменяться в зависимости от индивидуальных особенностей роста и развития детей.

Отмечается три этапа в общем развитии грудной клетки: а) этап между 0-2 годами, характеризующийся быстрым темпом роста; б) этап между 2-12 годами, делящийся на 2 периода - один от 2 до 7 лет с достаточно быстрым ростом и второй от 7 до 12 лет с медленным развитием; в) этап быстрого роста в период полового созревания, после чего наступает период замедления роста, продолжающийся до 20-летнего возраста, когда процесс заканчивается.

Ростовые кривые поперечного и переднее - заднего диаметров грудной клетки отражают возрастную динамику и характеризуются периодами ускоренного и замедленного прироста. Наиболее интенсивный прирост сагиттального диаметра наблюдается у мальчиков между 5 - 6, 8 - 9, 14 - 15 и 16 - 17 годами, а у девочек - между 10 - 11, 14 - 15 годами. Интенсивность прироста грудного фронтального диаметра возрастает у мальчиков между 6 - 7, 10 - 11 и 13 - 15 годами; у девочек максимальная интенсивность прироста этого же диаметра отличается между 9 - 12 годами.

Таким образом, у субъектов обоего пола возраст от 7 до 9,5 лет характеризуется относительно низкими цифрами интенсивности роста грудного сагиттального и фронтального диаметров. Наблюдается также тенденция в более раннем начале интенсивного прироста этих диаметров у девочек (сагиттального диаметра на 1 год, а фронтального - на 4 года). Неодинаковая интенсивность прироста рассматриваемых диаметров приводит к половому деморфизму в форме грудной клетки. При анализе ростовых кривых, построенных по средним величинам грудного и сагиттального диаметров в каждой возрастно-половой группе, выявлено, что они соответствуют первому типу соотношения ростовых кривых по классификации Николаева. Однако, в 9 - 13 лет различия между средними показателями этих диаметров у мальчиков и девочек не достоверны. За этот период грудной сагиттальный диаметр у мальчиков увеличивается на 1,56 см и фронтальный - на 2,82 см, а у девочек - соответственно на 2,02 см и 3,2 см. В 13 - 17 лет сагиттальный диаметр грудной клетки увеличивается у мальчиков на 2,8 см и фронтальный на 3,18 см, а у девочек соответственно на 1,44 см и 1,62 см.

Рис. 3. Величина окружности грудной клетки и её производные.

А – ростовые кривые.

Б – Интенсивность изменения окружности грудной клетки

По Р.Н. Дорохову и И.И. Бахраху, 1975.

Индексы соответствия роста грудного сагиттального и фронтального диаметров гетеродинамичны, аналогичное явление возникает и при определении индексов соответствия роста этих диаметров с длиной тела как у субъектов мужского, так и женского пола.

Полученные данные свидетельствуют о более высокой вариативности диаметров грудной клетки по сравнению с длиной тела, а также подтверждают о том, что имеется обратная связь между величиной признака и его изменчивостью в пределах данного вида.

При определении процентного соотношения величин грудного сагиттального и фронтального диаметров к их конечным значениям обращает на себя внимание тот факт, что девочки достигают дефинитивных размеров раньше, опережая в развитии на 1 - 1,5 года мальчиков. Анализ ростовых кривых, коэффициентов вариации и интенсивности прироста периметра грудной клетки показывает, что закономерности динамики этого признака существенно не отличаются от подобной, установленной для грудного сагиттального и фронтального диаметров.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Методика проведения занятий по теме : “ Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредприятий “
Н а основании логической структуры содержания обучения по теме: “Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредприятий “ ( рис. 1 ) нами разработан перечень учебных элементов ( табл 1 ) . В перечне учебных элементов , на основе поэтапного формирования умственных действий и умений опред ...

Обучение школьников вопросам безопаснисти жизнедеяятельности
Безопасность всегда предметна. Она не существует вообще. Когда говорят о безопасности, то имеют в виду безопасность человека в самом широком понимании. Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это ответственность государства. Ответственность же граждан с ...

Индивид и общность в понимании П. Наторпа
Рассматривая основные законы развития общества, П. Наторп указывал на три, с его точки зрения, основных компонента социальной жизни: - организация труда (уровень развития производительных сил общества); - политико-правовая организация (основные социальные и юридические нормы, определяющие функциони ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru