Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

Педагогика и воспитание » Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении за­кона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на со­временном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адапта­ции слабое знание родителями основ педагогики, их неумение , а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий мо­мент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и во­просов .

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1991-1994 гг. объявлены годами разработки и реализации мероприятий в по­мощь семье. Тем самым отдано должное семье, как социальному инсти­туту, который играет исключительно важную роль в формировании ин­теллектуально полноценного, нравственно и физически здорового моло­дого поколения.

В свою очередь президент нашей республики М.Е. Николаев издал указ от 2 марта 1992г. “ О мерах социальной защиты семьи, охраны материн­ства и детства ” и объявил 1992-1195гг. годами семьи , а 1996-1997 -го­дами образования. Социальные проблемы образования постоянно вол­нуют не только педагогов и учащихся и их родителей , как непосредст­венных участников общеобразовательного процесса, но в той или иной степени представителей всех слоев населения. В последнее десятиле­тие в России идет процесс обновления средней и высшей школ, направленный на осуществление демократизации и гуманизации, а так же на превращение российского образования в институт гражданского общества. От некогда единой и жесткой государственной системы мы переходим к плюрализму форм получения образования, к многообразию программ и методов обучения . Расширяется сеть всегосударственных вузов, колледжей, лицеев, гимназий, воскресных церковных школ.

Одним из отправных моментов реформирования явилось правительст­венное постановление от 14 апреля 1992г. “ О развитии гуманитарного образования России ” Особая сложность проведения общеобразова­тельной реформы состоит в том, что она проходит в условиях кризиса, переживаемого российским обществом. И это порождает массу трудно­стей.

Социальные последствия школьной реформы привели к такой ситуа­ции, что появились дети, которые оказались представленные самим себе. В Петербурге насчитывается 10 тысяч детей, закончивших только на-чальную школу. Ранее школа была обязана дать среднее образование всем без исключения, в ином случае со школы строго взыскивали РОНО, ГОРОНО и прочие руководящие инстанции. После реформы, число де­тей, не закончивших школу увеличивалось, поэтому в настоящее время, во избежании этой ситуации, в школах создаются классы “коррекции”. В школах появились такие специалисты как психологи, социальные педагоги, которые организуют работу как с учителями и учащимися, так и с семьями детей.

Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как соци­альную среду, которая коренным образом определяет ситуацию разви­тия ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нару­шений. Так как нет конкретной отдельной специальности Классный руко­водитель, поэтому функцию классного руководства выполняют, даже можно сказать только частично, учителя предметники, которые при всем том имеют нагрузку учебных часов. Поэтому социальному педагогу необ­ходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результатив­ной работы.

Актуальность темы дипломной работы определена тем, что имеет це­лый ряд исследований, посвященных сотрудничеству семьи и школы, в частности, в начальном звене, но они затрагивают лишь отдельные ас­пекты проблем, мало учитывают современные реалии.

В сборнике педагогических статей К.В. Бардина раскрывается про­блема социально-педагогической службы в школе. В первую очередь особо злободневным вопросам, в том числе приводящие к нежеланию, неумению учиться. Роль родителей здесь огромна, даже по сравнению с ролью педагога. Но в сборнике лишь поверхностно затрагивается воспитательный процесс, а ведь учебный и воспитательный процессы могут привести к желаемым результатам только в единстве.

О.Н. Урбанская в своем пособии для учителя “ Работа с родителями младших школьников “ отводит главную функцию главному руководителю, не учитывая роль социального педагога в начальном звене.

В книге для учителя “ Знаете ли вы своего ученика ? “ под редакцией авторов М.М. Безруких и С.П. Ефитова, в которой рассматриваются при­чины, признаки и методы педагогической коррекции тех трудностей обу­чения и воспитания, которые наиболее часто встречаются в младших классах. Но в сборнике лишь частично затрагивается коррекция воспи­тания детей в семье. Вышеизложенные соображения обусловили выбор объекта и предмета исследования и определили его проблематику.

Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка в начальном звене (социально-педагогический аспект)

Предмет: Деятельность социального педагога и классного руководителя в работе с родителями.

Цель исследования: Выявление и определение потенциала социально-педагогического сотрудничества семьи и начального звена школы.

Задачи исследования:

Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.

Определить способы и средства воздействующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.

Обосновать рекомендации по совершенствованию работы с родите­лями младших школьников.

Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального педагога по организации сотрудничества семьи и педагогов школы благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывает возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка, оказы­вает помощь в организации систематической совместной работы се­мьи и школы (эффективность и результативность).

В исследовании использовались методы :

Изучение научной литературы по теме дипломной работы.

Обобщение и анализ по теме передового, отечественного опыта.

Моделирование работы социального педагога в начальном звене.

Опытно-эксперементальная проверка выявленных путей, моделирова­ние положений.

Анкетирование и тестирование.

Апробация работы :

Опытно-эксперементальная проверка проводилась в общеобразователь­ной школе № 13 г. Нерюнгри.

Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявле­нии основных условий и принципов организации социально-педагогичес-кой работы в начальном звене общеобразовательной школы, в опреде-

лении содержания и методов работы в них, а также в эксперементально-теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.

Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций по организации социально-педагогической работы в на­чальном звене общеобразовательной школы, в определении форм, ме-тодов и содержания социально-педагогической деятельности.

На защиту выносятся следующие положения :

Деятельность социального педагога в начальном звене школы оказы­вает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы.

Сотрудничество социального педагога с родителями и учителями на­чального звена повышает познавательную и социальную активность ребенка.

Благотворное влияние социального педагога на общий климат семьи и ее воспитательный процесс.

Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных на­правлений в работе социального педагога.

Грамотность ведения всех аспектов работы ( анализ, вывод, интер­претация, прогноз, гипотеза. )

Культура и этика.

Систематичность работы. Любовь к своему делу.

Глубокое знание своего дела ( области знаний : педагогики, психоло­гии, философии, социологии. )

Это интересно:

Особенности нетрадиционных уроков
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканч ...

Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики
Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и в ...

Некоторые локальные и глобальные экологические проблемы
Наша планета окружена воздушной оболочкой - атмосферой, которая распространяется над Землей на 1500-2000 км вверх, что составляет около 1/3 радиуса Земли. Однако эта граница условна, следы атмосферного воздуха обнаружены и на высоте 20000 км. Наличие атмосферы является одним из необходимых условий ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru