Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах

Педагогика и воспитание » Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в ХХI веке уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация. В процессе модернизации образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.

Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее учителям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных технологий, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, представляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютеров в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которым нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказывается на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения и осуществлять полноценный контроль над ним, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся. И в то же время необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.

С развитием системы образования в обучении развивались и информационные технологии. Их использование имело место всегда. Сегодня наше общество переживает настоящий информационный бум. В образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразные информации. Это облегчает образовательный процесс начальной школы, в частности, формирует информационную культуру личности младшего школьника. Поэтому сегодня как никогда возникла необходимость рассмотрения особенностей грамотного использования информационных технологий в начальной школе с учетом индивидуальных особенностей детей эта проблема и определила тему бакалаврской работы.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли такие ученые: О. И. Агапова, Г. Р.Громов, В. И. Гриценко, Г. Клейман, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер В. Ф. Шолохович, И. Я. Лернер, И. В. Роберт и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах Н. В. Апатова, В. П. Беспалько, Е. А. Вьюшкова, А. В. Горячова, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, М. С. Левшина, Т. А. Сергеевой. Методические − Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, А. Л. Семенов, В. К. Урнов, Н. Ф. Талызиной; психологические − В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова и др. В них неоднократно подчеркивается, что процесс обучения неразрывно связан с различными процессами передачи информации.

Применение информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.

Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности информационные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя начальных классов. Это один из критериев качества подготовки подлинно современного специалиста.

Цель исследования: теоретически обосновать специфику внедрения информационных технологий в начальных классах.

Задачи исследования:

− проанализировать методическую, психолого-педагогическую, научную литературу по проблеме исследования,

− рассмотреть сущность понятия «информационные технологии» их классификации.

− изучить программные средства, соответствующие информационным технологиям;

− проанализировать эффективность внедрения информационных технологий на практике.

Объект исследования: процесс использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Предметом исследования: выступают приемы, условия, специфические особенности использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Теоретическая значимость исследования: изучены сущность, особенности, структура, функции информационных технологий и возможности их внедрения в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Практическая значимость исследования: Разработана и апробирована методика формирования навыков информационных технологий. Материалы исследования могут быть полезными учителям начальных классов.

Методы исследования: теоретические и сравнительные: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме информационного воспитания младших школьников, эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учеников, анкетирование, тестирование. Обобщение и систематизация собранного материала

Это интересно:

Специфика средней ступени школьного обучения
В чем же состоит специфика средней ступени обучения? Какова динамика в развитии системы обучения иностранному языку на средней ступени? Между учащимися младшего подросткового возраста (10—11 лет) и подростками (12—15 лет) много общего, хотя имеются и существенные различия. Начиная с 7-го класса у н ...

Занятия с элементами театрализации
Из практики своей работы сделали вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ...

Виды упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников
Для организации учебной деятельности учащихся начальных классов, направленной на эффективную подготовку к формированию представлений о функциональной зависимости должны выполняться следующие дидактические условия: наличие в курсе математики идей, непосредственно связанных с функциональными представ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru