Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Основные педагогические идеи Я.А. Коменского

Педагогика и воспитание » Педагогические идеи Я.А. Коменского » Основные педагогические идеи Я.А. Коменского

Страница 4

«Учитель, — писал Коменский, — должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес у учащихся к знаниям. Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним».

Слова Коменского, обращенные к учителям, звучат и по сей день свежо и актуально:

«Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удается изгнать из школы косность…»

«…Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде — образцом простоты, в деятельности — примером бодрости и трудолюбия, в поведении — скромности и благонравия, в речах — искусства разговора и молчания, словом, — быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».

С точки зрения Коменского, учительство является не столько профессией, сколько призванием. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному. По этому поводу выдающийся педагог говорил примерно так:

«Я готов стать учителем учителей, если можно чему-нибудь их научить, и я готов стать учеником учеников, если только можно у них чему-либо научиться».

В качестве одного из полезных наставлений Коменский советует учителям не забывать четко ставить цели и задачи в ходе обучения и представлять, что должно быть достигнуто. Вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставил задачу нравственного воспитания, как самого важного в человеческой жизни. Управление человеком собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием, — так считал выдающийся педагог.

Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне принятой в России. Здесь, для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же показывал их различие, вводя понятие «педагогиуса» (учителя) и «педагога» (воспитателя). Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость (начало мудрости — страх Господень), умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. «Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен педагог рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, воспитанники будут иметь великое сокровище для жизни».

Для каждой ступени педагог разработал и особое содержание обучения.

В материнской школе ребенок должен был получить образные представления об окружающем мире.

Основные науки, начатки которых развивались в тот период в ребенке — это естествознание, астрономия, география.

Эти знания не должны были носить характер зубрежки, они вырабатывались в ходе каждодневного общения с окружающим миром.

Источники выработки мировоззрения в педагогике Коменского: античная философия, Ф. Бэкон, Ф. Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.

Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Методы и приемы по развитию грамматического строя речи детей
Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями путем использования поэтапной системы формирования речи. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР 4-6 лет положены следующие принципы. раннего воздействия на речевую деятельнос ...

Знакомство с красками
1. Задача ребенка полностью раскрасить лист бумаги разными красками. При этом цвета должны плавно переходить один в другой - растушевываться с помощью воды. Наблюдать за свойствами красок, обратить внимание на оттенки получаемые на "стыках" цветов, переходы одного цвета в другой. Пример: ...

Методы диагностики мотивационно – познавательного развития старших дошкольников
Цель диагностики – проверить сформированность мотивационно-познавательного развития старших дошкольников. Методика изучения и формирования познавательных интересов — вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования по ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru