Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
И.А. Васильев в «Методике» обучения глухонемых речи, письму и чтению», вышедшей в 1990 году, высказал свою точку зрения на процесс овладения речью в норме и при нарушенном слухе. Он решительно возражал против того мнения, что речь слышащего ребёнка является его собственным созданием. Он считал, что ребёнок хранит в своей памяти готовые фразы и образует новые формы, строит новые высказывания по образцам уже известных ему фраз, а не творит их заново по законам грамматики. И.А. Васильев рекомендовал приучать и глухонемого ребёнка проводить такую же работу над языком, основанную на законах ассоциации.
Главный импульс развитию сурдопедагогики придали общепсихологические и дефектологические идеи Л.С. Выготского. Раскрывая вопрос о месте обучения языку в общей системе воспитательно-образовательной работы с глухими. Л.С. Выготский чётко обозначил задачи речевого развития учащихся. «Речь – писал он – всегда есть плюс ещё нечто, речь как часть целого поведения, поступка, действия, опыта». При этом он был убеждён, что в проблеме речи «как в фокусе сходятся все частные проблемы развития глухонемого ребёнка».
Р.М. Боскинс, известная в советской сурдопедагогике как автор фундаментальных исследований, положенных в основу системы классификации детей с недостатками слуха, дала глубокий анализ специфики речевого и умственного развития глухих и слабослышащих учащихся, наметила общие подходы к обучению языку с учётом реальных возможностей детей с разным состоянием слуха.
В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку глухих важную роль сыграли исследования психологов Ж.И. Шиф, Н.Г. Морозовой, И.М. Соловьёва и других. Ж.И. Шиф, автор многих работ по психологии усвоения языка глухими, показала особенности речевого развития глухих. Она постоянно напоминала о том, что языку нужно обучать «исходя из особенностей языка как предмета». Эта идея получила воплощение в новых подходах к обучению языку.
В начале 50-х годов на основе обобщения исторического опыта, обучение глухих детей языку, изучения имеющихся в науке взглядов на язык как общественное явление, широкой опытно-экспериментальной работы в школах глухих под руководством С.А. Зыкова стала создаваться новая система обучения глухих языку, получившая позже название коммуникативной. В этой системе нашли отражение современные представления о главнейшей функции языка – общении и важнейшие достижения сурдопедагогической науки и практики. Эта система вобрала в себя всё ценное и прогрессивное из сурдопедагогики прошлого и настоящего.
За свою многовековую историю сурдопедагогика прошла длительный путь индивидуального обучения глухих, из опыта которого в дальнейшем родилось несколько крупных педагогических систем. Каждая из этих систем обучения строилась на определённых теоретических положениях, опиралась на те или иные философские учения, придерживалась известных в каждую эпоху педагогических воззрений. Всё рациональное, что содержалось в существовавших ранее системах, как правило, вбиралось в практику обучения при новых системах, углублялось, развивалось, получало новое направление. Так от одной системы к другой сохранялось их гуманистическое начало, укреплялась теоретическая база, расширялся арсенал методических средств.
Это интересно:
Воспитание в себе таких качеств, как самоуверенности
и уверенности в своих действиях и силах
В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто. Этому способствует, во-первых, достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 - взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного к ...
Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и прави ...
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка
Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах. Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе д ...