Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
И.А. Васильев в «Методике» обучения глухонемых речи, письму и чтению», вышедшей в 1990 году, высказал свою точку зрения на процесс овладения речью в норме и при нарушенном слухе. Он решительно возражал против того мнения, что речь слышащего ребёнка является его собственным созданием. Он считал, что ребёнок хранит в своей памяти готовые фразы и образует новые формы, строит новые высказывания по образцам уже известных ему фраз, а не творит их заново по законам грамматики. И.А. Васильев рекомендовал приучать и глухонемого ребёнка проводить такую же работу над языком, основанную на законах ассоциации.
Главный импульс развитию сурдопедагогики придали общепсихологические и дефектологические идеи Л.С. Выготского. Раскрывая вопрос о месте обучения языку в общей системе воспитательно-образовательной работы с глухими. Л.С. Выготский чётко обозначил задачи речевого развития учащихся. «Речь – писал он – всегда есть плюс ещё нечто, речь как часть целого поведения, поступка, действия, опыта». При этом он был убеждён, что в проблеме речи «как в фокусе сходятся все частные проблемы развития глухонемого ребёнка».
Р.М. Боскинс, известная в советской сурдопедагогике как автор фундаментальных исследований, положенных в основу системы классификации детей с недостатками слуха, дала глубокий анализ специфики речевого и умственного развития глухих и слабослышащих учащихся, наметила общие подходы к обучению языку с учётом реальных возможностей детей с разным состоянием слуха.
В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку глухих важную роль сыграли исследования психологов Ж.И. Шиф, Н.Г. Морозовой, И.М. Соловьёва и других. Ж.И. Шиф, автор многих работ по психологии усвоения языка глухими, показала особенности речевого развития глухих. Она постоянно напоминала о том, что языку нужно обучать «исходя из особенностей языка как предмета». Эта идея получила воплощение в новых подходах к обучению языку.
В начале 50-х годов на основе обобщения исторического опыта, обучение глухих детей языку, изучения имеющихся в науке взглядов на язык как общественное явление, широкой опытно-экспериментальной работы в школах глухих под руководством С.А. Зыкова стала создаваться новая система обучения глухих языку, получившая позже название коммуникативной. В этой системе нашли отражение современные представления о главнейшей функции языка – общении и важнейшие достижения сурдопедагогической науки и практики. Эта система вобрала в себя всё ценное и прогрессивное из сурдопедагогики прошлого и настоящего.
За свою многовековую историю сурдопедагогика прошла длительный путь индивидуального обучения глухих, из опыта которого в дальнейшем родилось несколько крупных педагогических систем. Каждая из этих систем обучения строилась на определённых теоретических положениях, опиралась на те или иные философские учения, придерживалась известных в каждую эпоху педагогических воззрений. Всё рациональное, что содержалось в существовавших ранее системах, как правило, вбиралось в практику обучения при новых системах, углублялось, развивалось, получало новое направление. Так от одной системы к другой сохранялось их гуманистическое начало, укреплялась теоретическая база, расширялся арсенал методических средств.
Это интересно:
Методика диагностичного задания цели и объективного контроля формирования
опыта специалиста
Операция описания опыта (ОП). Параметр “ Число учебных элементов” (УЭ). При определении качества знаний и умений , степени сформированности опыта личности пользуются понятием степень мастерства в выполнении данной деятельности”. Степень мастерства человека . как основная характеристика результата о ...
Методический смысл действий сложения и вычитания
В течение всех четырех лет начального обучения ведется работа по формированию у детей понятий о натуральном числе и арифметических действиях. С самого начала это делается в неразрывной связи с рассмотрением различных случаев практического применения этих понятий, с работой, направленной на усвоение ...
Сущность
и основные положения теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля
Теория К.Н. Вентцеля самобытна и оригинальна. Несомненным ее достоинством является серьезная разработка этико-философских оснований, в частности, рассмотрение вопросов о нравственности. Для выявления гуманистической сущности теории воспитания К.Н. Вентцеля представляется целесообразным провести ана ...