Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Из истории обучения глухих детей языку

Педагогика и воспитание » Методика обучения письму глухих детей » Из истории обучения глухих детей языку

Страница 2

И.А. Васильев в «Методике» обучения глухонемых речи, письму и чтению», вышедшей в 1990 году, высказал свою точку зрения на процесс овладения речью в норме и при нарушенном слухе. Он решительно возражал против того мнения, что речь слышащего ребёнка является его собственным созданием. Он считал, что ребёнок хранит в своей памяти готовые фразы и образует новые формы, строит новые высказывания по образцам уже известных ему фраз, а не творит их заново по законам грамматики. И.А. Васильев рекомендовал приучать и глухонемого ребёнка проводить такую же работу над языком, основанную на законах ассоциации.

Главный импульс развитию сурдопедагогики придали общепсихологические и дефектологические идеи Л.С. Выготского. Раскрывая вопрос о месте обучения языку в общей системе воспитательно-образовательной работы с глухими. Л.С. Выготский чётко обозначил задачи речевого развития учащихся. «Речь – писал он – всегда есть плюс ещё нечто, речь как часть целого поведения, поступка, действия, опыта». При этом он был убеждён, что в проблеме речи «как в фокусе сходятся все частные проблемы развития глухонемого ребёнка».

Р.М. Боскинс, известная в советской сурдопедагогике как автор фундаментальных исследований, положенных в основу системы классификации детей с недостатками слуха, дала глубокий анализ специфики речевого и умственного развития глухих и слабослышащих учащихся, наметила общие подходы к обучению языку с учётом реальных возможностей детей с разным состоянием слуха.

В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку глухих важную роль сыграли исследования психологов Ж.И. Шиф, Н.Г. Морозовой, И.М. Соловьёва и других. Ж.И. Шиф, автор многих работ по психологии усвоения языка глухими, показала особенности речевого развития глухих. Она постоянно напоминала о том, что языку нужно обучать «исходя из особенностей языка как предмета». Эта идея получила воплощение в новых подходах к обучению языку.

В начале 50-х годов на основе обобщения исторического опыта, обучение глухих детей языку, изучения имеющихся в науке взглядов на язык как общественное явление, широкой опытно-экспериментальной работы в школах глухих под руководством С.А. Зыкова стала создаваться новая система обучения глухих языку, получившая позже название коммуникативной. В этой системе нашли отражение современные представления о главнейшей функции языка – общении и важнейшие достижения сурдопедагогической науки и практики. Эта система вобрала в себя всё ценное и прогрессивное из сурдопедагогики прошлого и настоящего.

За свою многовековую историю сурдопедагогика прошла длительный путь индивидуального обучения глухих, из опыта которого в дальнейшем родилось несколько крупных педагогических систем. Каждая из этих систем обучения строилась на определённых теоретических положениях, опиралась на те или иные философские учения, придерживалась известных в каждую эпоху педагогических воззрений. Всё рациональное, что содержалось в существовавших ранее системах, как правило, вбиралось в практику обучения при новых системах, углублялось, развивалось, получало новое направление. Так от одной системы к другой сохранялось их гуманистическое начало, укреплялась теоретическая база, расширялся арсенал методических средств.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Педагогическая подготовительная среда
По словам М. Монтессори, метод наблюдения покоится на одном главном основании, на свободе учащихся в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях. Имея это в виду, я первым делом обратила внимание на окружающую среду, на обстановку, а последняя, конечно, включает в себя и меблировку класса. Ме ...

Проведение уроков-экскурсий по математике для развития познавательного интереса младших школьников на формирующем этапе
Цель формирующего этапа эксперимента – повысить уровень интереса к математике через проведение уроков-экскурсий для развития познавательного интереса младших школьников. На формирующем этапе эксперимента участвовали учащиеся 4 класса. На первых этапах изучения математики в начальной школе особенно ...

Самостоятельность как первое активное проявление индивидуальной свободы ребенка
По мнению М. Монтессори, человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с мо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru