Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Из истории обучения глухих детей языку

Педагогика и воспитание » Методика обучения письму глухих детей » Из истории обучения глухих детей языку

Страница 2

И.А. Васильев в «Методике» обучения глухонемых речи, письму и чтению», вышедшей в 1990 году, высказал свою точку зрения на процесс овладения речью в норме и при нарушенном слухе. Он решительно возражал против того мнения, что речь слышащего ребёнка является его собственным созданием. Он считал, что ребёнок хранит в своей памяти готовые фразы и образует новые формы, строит новые высказывания по образцам уже известных ему фраз, а не творит их заново по законам грамматики. И.А. Васильев рекомендовал приучать и глухонемого ребёнка проводить такую же работу над языком, основанную на законах ассоциации.

Главный импульс развитию сурдопедагогики придали общепсихологические и дефектологические идеи Л.С. Выготского. Раскрывая вопрос о месте обучения языку в общей системе воспитательно-образовательной работы с глухими. Л.С. Выготский чётко обозначил задачи речевого развития учащихся. «Речь – писал он – всегда есть плюс ещё нечто, речь как часть целого поведения, поступка, действия, опыта». При этом он был убеждён, что в проблеме речи «как в фокусе сходятся все частные проблемы развития глухонемого ребёнка».

Р.М. Боскинс, известная в советской сурдопедагогике как автор фундаментальных исследований, положенных в основу системы классификации детей с недостатками слуха, дала глубокий анализ специфики речевого и умственного развития глухих и слабослышащих учащихся, наметила общие подходы к обучению языку с учётом реальных возможностей детей с разным состоянием слуха.

В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку глухих важную роль сыграли исследования психологов Ж.И. Шиф, Н.Г. Морозовой, И.М. Соловьёва и других. Ж.И. Шиф, автор многих работ по психологии усвоения языка глухими, показала особенности речевого развития глухих. Она постоянно напоминала о том, что языку нужно обучать «исходя из особенностей языка как предмета». Эта идея получила воплощение в новых подходах к обучению языку.

В начале 50-х годов на основе обобщения исторического опыта, обучение глухих детей языку, изучения имеющихся в науке взглядов на язык как общественное явление, широкой опытно-экспериментальной работы в школах глухих под руководством С.А. Зыкова стала создаваться новая система обучения глухих языку, получившая позже название коммуникативной. В этой системе нашли отражение современные представления о главнейшей функции языка – общении и важнейшие достижения сурдопедагогической науки и практики. Эта система вобрала в себя всё ценное и прогрессивное из сурдопедагогики прошлого и настоящего.

За свою многовековую историю сурдопедагогика прошла длительный путь индивидуального обучения глухих, из опыта которого в дальнейшем родилось несколько крупных педагогических систем. Каждая из этих систем обучения строилась на определённых теоретических положениях, опиралась на те или иные философские учения, придерживалась известных в каждую эпоху педагогических воззрений. Всё рациональное, что содержалось в существовавших ранее системах, как правило, вбиралось в практику обучения при новых системах, углублялось, развивалось, получало новое направление. Так от одной системы к другой сохранялось их гуманистическое начало, укреплялась теоретическая база, расширялся арсенал методических средств.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе. Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитыва ...

Анализ программ по руководству театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и ...

Взаимоотношения воспитателя и дошкольников, как основной фактор в процессе подготовки к школе
Среди проблем, которые связаны со специальной подготовкой детей к школе, не последнее место занимает проблема отношений воспитателя и старших дошкольников. В первую очередь, воспитатель в своей работе учитывает индивидуальные особенности психики каждого из детей. К примеру, медлительный ребёнок, не ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru