Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения. предложенные М.Ф.Фомичевой, Т.В.Вологовец, Е.Н.Кутеповой.
Ребенка просят:
- услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
- выпроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков [па-ба-па] и т.п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
- выделить определенный звук из цепочки звуков, например [c] среди звуков [т], [ц], [ч], [c], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);
- выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [ca], [ша] и т.п. (ребенок услышав заданный слог, поднимай руку (символ) или подает знак иначе);
- определить наличие звука [c] в словах: санки, зонт, нос, щука и т.п. (ребенок как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
- повторить в заданной последовательности 2 слога типа [ca-ша], также можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог закрывает экраном рот);
- разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком;
- усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их качества).
Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить эти звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании фонематического слуха.
По результатам обследования фонематического восприятия логопед делает выводы:
- о взаимосвязи и взаимовлиянии фонематического восприятия и артикуляции звука;
- об условиях проявления нарушенного фонематического восприятия: в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах;
- о характере ошибок, которые могут возникать у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму.
Обследование слоговой структуры слова включает следующие приемы. Ребенка просят:
- повторить: ковер, дверь, регулировщик и другие слова сложной слоговой структуры и различной звуконаполняемости;
- повторить предложения, включающие слова сложной слоговой структуры, например «Мотоциклисты едут на мотоцикле»;
- самостоятельно назвать действия, изображенные на картинках.
Нарушение слоговой структуры слова и нарушения звуконаполняемости слогов в структуре многосложных слов фиксируется в речевой карте.
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке; фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет узнать его как тождественное.
Таким образом, основными задачами коррекционного обучения детей с ФФН являются:
- формирование и развитие слухового восприятия;
- формирование звукопроизношения;
- формирование навыков дифференциации звуков;
- формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;
- формирование звукослогового анализа и синтеза слова;
- развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
- подготовка к обучению грамоте (в старшей группе ФФНР).
Это интересно:
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной системы учебно-воспитательной работы. В р ...
Общая характеристика и методика проведения основных
форм внеклассной работы
Одной из распространенных форм внеклассной работы является математический кружок. Вопросы организации, содержания и методики его работы достаточно полно освещены в методической литературе. В ней можно найти рекомендации по построению занятий, перечень тематики и библиографию источников, домашние и ...
Специфика развития познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста
Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6–6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей ...