Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Как свидетельствуют наблюдения Р.Е.Левиной (1940), В.К.Орфинской (1946), Н.Х.Швачкина (1948), Г.Л. Розенгарт-Пупко (1948), Е.Н.Винарской (1987) уже у новорожденных имеется чувствительность к звукам, которая обнаруживает себя изменением общей двигательной активности ребенка, нарушением частоты и ритма дыхания.
Постепенно ребенок становится более внимателен именно к звукам человеческой речи, которые вызывают у него выраженную реакцию сосредоточения.
Опираясь на данные А.И.Гвоздева, Н.Х.Швачкина и других исследователей детской речи можно констатировать, что к двухлетнему возрасту формирование фонематического слуха ребенка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.
Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Формирование правильного произношения зависит от способностей ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятия фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становятся возможным вычленение отдельным фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
По мнению Р.Е.Левиной при помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.
А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
По данным исследований Р.М.Боскиса, Р.Е.Левиной, А.Р.Лурия, Л.Ф.Чистович характер нарушенного звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают внимательно слушая поднимать руку в момент произношения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:
Это интересно:
Определение эффективности комплекса индивидуальных заданий, направленных на
повышение качества знаний на уроках «Окружающий мир»
Результаты повторного диагностирования показали, что формирующий эксперимент дал положительные результаты. У младших школьников появился интерес к урокам «Окружающий мир», повысилась успеваемость. Так, после эксперимента процент успеваемости повысился на 11,7% и составил 94,1%, такого большого скач ...
Оценка результатов учебно-познавательной деятельности
младших школьников
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: качество усвоения предметных знаний – ...
Основные проблемы дошкольного образования и рекомендации по их решению
Приоритетный национальный проект «Образование», его мощная поддержка Губернатором Челябинской области П.И.Суминым, большинством глав городских округов и муниципальных районов призваны дать новый импульс развития образовательных учреждений области, стать основой для творческой результативной работы ...