Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общая характеристика и структура самостоятельности

Страница 3

Развивается такая самостоятельность там, где есть свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли, независимые суждения, совершать нравственные поступки. Поэтому, развивая самостоятельность школьников, педагоги должны иметь в виду все ее компоненты и ориентироваться на конечный ее результат – цельную гуманную личность.

Процесс развития самостоятельности человека сложен и противоречив. Это объясняется не только интегративностью и многокамерностью самого качества, но и другими причинами. Главными из них являются возрастные и индивидуальные возможности ребенка (обучаемость, особенности волевых процессов), педагогические, социальные условия принято считать, что по мере накопления знаний и умений, пропорционально растет и самостоятельность ученика. Если иметь в виду только операционную сторону качества (умения, навыки), то это действительно так. Но с развитием других компонентов (мотивы, воля) все обстоит гораздо сложнее.

Обратим внимание на пример: приобретая учебный опыт, многие учащиеся утрачивают положительные мотивы учения. Это одно из противоречий, которое тормозит развитие самостоятельности как качество деятельности. Поэтому случается нередко и так, что в семье самостоятельнее младший, а не старший ребенок, у которого более высокий уровень знаний и умений, богаче жизненный опыт. Нельзя отрицать и тот факт, что у самостоятельного ученика гармонично сочетается высокая успеваемость, мотивация и усердие, высокая мобильность знаний и умений.

Потребность установить уровни самостоятельности обучаемых появилась у педагогов и психологов давно. Но вместе с тем выявились и трудности такой диагностики. Не случайно основным показателем самостоятельности большинство склонны считать учебные достижения ученика (умения). В зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями, выделяют три уровня самостоятельности: копирующий, воспроизводящий и творческий. Если же ориентироваться на более отдаленные результаты обучения и развивать самостоятельность как качество деятельности и личности, то, определяя ее уровни, необходимо иметь в виду разные ее стороны.

Тогда критериями уровней могут быть:

- степень сформированности знаний и умений (их глубина, комплексность, гибкость, взаимосвязь в процессе осуществления деятельности, перенос);

- содержание и устойчивость мотивации (проявление ситуативных или устойчивых мотивов, комплекс мотивов, их общественная направленность, связь с жизненными планами учащихся);

- отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества).

В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий).

Раскроем кратко содержание каждого уровня:

Низкий уровень. Ученик может выполнять действия по готовому образцу (копирование). Это – подражание, постоянный и необходимый спутник учения. Психологи Л.С.Выготский и Л.Г.Ковалев считали, что подражание является свойством развивающейся личности, а с другой стороны – способом познания действительности. Ведь любое действие человека, особенно ребенка, так или иначе связано с деятельностью других людей. Но, чтобы подражать, писал Л.С.Выготский, ребенок должен иметь какую-то возможность перехода от того, что он умеет, к тому, чего не умеет. Ценность же такой самостоятельности будет зависеть от того, какие образцы для подражания получает ученик.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Технология интерактивного обучения
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них. Мотивация ...

Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
Джаз – уникальное музыкальное направление, которое сформировалось в США на рубеже 19-20 веков и дало толчок к развитию целой плеяды различных музыкальных жанров. Из джаза вышли бибоп, рок-н-ролл, ритм-енд-блюз, джаз-рок, фьюжн, фанк. Джаз можно назвать прадедушкой практически всех современных музык ...

Элементы структуры
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: Познавательно - смысловой (знания о дисциплине, формирование совокупности знаний об окружающем мире). Поведенческие (умение реализовывать требования дисциплины, самоконтроль и самоанализ). Эмоцио ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru