Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность и значение контроля

Страница 2

Рассмотрев вопросы особенностей контроля и его функций, следует остановиться на таком вопросе как понятие «вид контроля» не тождественного «форме контроля». В педагогической и методической литературе обычно выделяют следующие виды контроля: предварительный, оперативный, текущий, итоговый, самоконтроль и взаимоконтроль. В современной методике главным видом контроля является оперативный, т.е. контроль в общении. Оперативный контроль осуществляется непосредственно во время работы учащихся на уроке . При этом проверяется степень сформированности грамматических, произносительных и лексических навыков, степень правильности выполнения учащимися речевых действий и использования при этом соответствующего языкового материала с учетом специфики вида речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма). Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний, умений, навыков учащихся. Важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учениками умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Периодический контроль позволяет определить качество изучения учениками учебного материала по определенным темам. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами. Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений, полученных в процессе изучения иностранного языка. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. Можно сделать вывод, что итоговый контроль - это контроль степени овладения школьниками коммуникативной компетенцией на том или ином уровне. Самоконтроль – это интеллектуальное умение сравнивать в процессе иноязычной речевой деятельностью результаты собственного выполнения той или иной учебной задачи с определенным эталоном и при этом самостоятельно обнаруживать, исправлять и предупреждать ошибки в своей деятельности или ее результаты.

Рассмотрев виды контроля, обратимся к его формам, т.е. способам деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. П. И. Пидкасистый дает такое определение «форма контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Из этих определений следует сделать вывод, что под термином форма контроля подразумеваются разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля. В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующие формы контроля:

1 устный контроль (опрос) или собеседование

2 письменный контроль (контрольные работы)

3 тестирование

Также формы контроля могут быть: индивидуальные или фронтальные; одноязычные или двуязычные. Ю. К. Бабанский к формам контроля причисляет программированный и лабораторный контроль. В. Оконь к формам относит проблемные ситуации и пользование книгой. Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:

Вид контроля

Форма контроля

Предварительный

Тестирование – а) индивидуальное; б) письменное; собеседование - а) индивидуальное или фронтальное; б) одноязычное или двуязычное

Текущий

Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение

Периодический

Опрос (разные виды), контрольные работы, тестирование

Итоговый

Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен

Рассмотрим каждую из форм контроля. Опрос – широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока. Как считает А. Д. Клементенко, «применение устной проверки нужно приветствовать», так как контроль должен проводиться в том же плане, что и обучение, поэтому для того, чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные формы проверки. Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма – беседа. В методике различают различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений. Комбинированный опрос – это опрос, сочетающий в себе индивидуальные и фронтальные формы работы. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одному ученику, но и всем учащимся группы. Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся. Такая форма эффективна для развития диалогической речи.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Лечебная педагогика
Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации. Лечебная педагоги ...

Экспериментальное исследование динамики развития мотивов учебной деятельности у школьников
Цель экспериментального исследования: Проследить динамику развития учебных мотивов младших школьников за период их обучения в младшей школе (1–4 класс). Экспериментальная гипотеза: 1. В начале обучения преобладают внешние мотивы, в конце обучения – внутренние мотивы. 2. Отсутствие доминирующего мот ...

Изучение психологического климата в группе
Цель: Изучить состояние психологического климата в группе детей. Социометрия. Анализ результатов Количество положительных выборов, полученных каждым: 4 детей – 3 выбора, 3 детей – 2 выбора, 2 детей – 1 выбор. 2. Количество изолированных детей, т. е. детей: 1 ребенок. 3. Количество отверженных детей ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru