Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Урок музыки как средство пробуждения души

Педагогика и воспитание » Урок музыки как средство пробуждения души

Страница 3

Я объясняю младшим школьникам, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить весь народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.

Текст мы разучиваем на уроке, но не раз встречали его на уроках окружающего мира, литературного чтения, музыку слышали не раз при самых различных, но всегда торжественных обстоятельствах.

Обязательно знакомимся со звучащей гимном жизни песней Островского «Пусть всегда будет солнце!», помогавшей сплочению юных поколений всего мира «Гимн демократической молодежи» Новикова.

Своих учеников знакомлю с «Песней о тревожной молодости» А. Пахмутовой, зовущей к тревогам жизненного пути; «Буенвальдский набат» Мурадели, призывающий всех людей мира не допустить новой войны, новых страданий и разрушений; Сергея Прокофьева «Нам нужен мир» и поэтичнейшую песню о мире Исаака Дунаевского «Летите, голуби, летите»; «Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского, посвященная тем, кто погиб в борьбе с фашизмом.

«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певучей средней частью, в которой поочередно звучат женская и мужская группы хора.

Я рассказываю ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.

Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

В канун 70-летия битвы под Москвой, обязательно прослушаем «Симфонию № 7» Д. Шостаковича. Создана она композитором в 1941 году. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда).

9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг.

Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.

В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта.

Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры.

Виктор Козлов, кларнетист: «Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Галина Лелюхина, флейтист:

«Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».

Знакомство с музыкой Д. Шостаковича «Новороссийские куранты» также важно для патриотического воспитания школьников.

В городе-герое Новороссийске сооружен мемориал в честь его героических защитников в годы Великой Отечественной войны. Здесь каждый час звучит скорбная и торжественная музыка, побуждающая слушателей задуматься о величии подвига советского народа.

«Песня о Родине» И. Дунаевского рассказывает о нашей великой стране, воспитывает любовь к отечеству. Ученики чувствуют широкий, привольный характер припева, в котором преобладают черты песенности, и маршеобразный, мужественный характер запева. Причем песня начинается не с запева, как обычно, а с припева. В начале припева звучат интонации первой фразы: «Широка страна моя родная». Эти интонации и стали позывными, которые мы всегда слышали по радио перед важными сообщениями о событиях в жизни нашей страны. Обращаю внимание на разное звучание одной интонации в самой песне и в позывных (волевая, призывная, энергичная, маршевого характера, с острым пунктирным ритмом — и звучащая в высоком регистре, лишенная остроты пунктирного ритма и потому более песенная, сдержанная).

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР
Характер и особенности организации процесса обучения школьников с задержкой психического развития определяются рядом общепедагогических принципов. Несмотря на различные подходы ученых к их классификации, предложенная Г. А. Толмачевой последовательность принципов отражает особенности процесса обучен ...

Нормативные требования к технологическим умениям педагога
Достижение нормативных показателей в области формирования технологических умений у студентов зависит от многих условий: уровня обучаемости и воспитуемости учащихся; слаженности и гармоничности процесса обучения; адекватности используемых психолого-педагогических средств; стратегии и технологии обуч ...

Методические рекомендации по оптимизации процесса развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ЗПР
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров в области логопедии (А.Н. Гвоздев, Л.С. Волкова, П.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Д. Б. Эльконин и др.) к проблеме развития фонематического восприятия на логопедических за ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru