Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Лекция, как основа формирования научно – исследовательской деятельности учащихся

Педагогика и воспитание » Методы устного изложения, как средство изучения географии » Лекция, как основа формирования научно – исследовательской деятельности учащихся

Лекция играет большую роль в семинарской, зачетной и лекционной системе знаний. С нее начинается изучение курса, раздела, темы. Она определяет основное содержание и характер всех других организационных форм. Выбор лекции как главного вида занятий обусловлен ведущей ролью теоретических знаний и дедуктивным построением программы. Лекция дает возможность объединить полученные данные в структурно – логические блоки, позволяет оперативно отражать изменения экономико-географических знаний. На лекции у учащихся развиваются навыки, необходимые человеку в процессе непрерывного образования. На уроках – лекциях учитель закладывает основные теоретические знания о всемирном хозяйстве, международном географическом разделении труда, основных формах организации производства и факторах его размещения, закономерностях взаимодействия природы и общества, методах взаимодействия географической науки.

Слушание лекции – сложный творческий процесс, к которому учитель последовательно готовит учащихся с шестого класса, увеличивая время на объяснение и рассказ, давая определенные задания с учетом возроста и подготовки школьников. Слушать лекцию – это, значит, понимать ее содержание, запоминать его, выделять главное, мысленно представлять услышанное, и все это в быстром темпе. Отличие школьной лекции от вузовской заключается в использовании приемов, способствующей формированию мотивации, меньшей продолжительности (до 35 минут), использование более разнообразного иллюстративного материала (карт, диаграмм, графиков, демонстративных таблиц, компьютерных презентаций), однако главное отличие продуманная обратная связь, которая делает слушание лекции активным учебным процессом. При проведении лекции в десятом классе учитель может предложить учащимся такие задания как, следить за объяснением по плану или опорным ключевым словам, записанных на доске; вести запись плана по мере изложения материала, то есть разбивать материал на смысловые блоки; указывать напротив каждого пункта плана привлекаемые источники информации. Данные задания не требуют от школьников одновременной демонстрации умения слушать и умения записывать главное в содержании, поэтому при подготовке и проведении лекции учитель должен уделять особое внимание заданиям, направленным на формирование этих умений.

Уроки – лекции стоит планировать при изучении тем, содержание которых мало знакомо учащимся и требует систематизации, обобщения. По дидактическим целям принято классифицировать на:

1. вводные – мотивация изучения крупного раздела, темы, выделение узловых вопросов, понятий, ознакомление с формами проведения занятий;

2. текущие – ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания;

3. обобщающие – формирование новых знаний идет на базе материала ранее изученных тем, вводятся более сложные понятия, проводится обобщение знаний на основе мировоззренческих идей.

По характеру изложения выделяют лекции информационного и проблемного характера.

Подготовка учителя к лекции требует большой работы по отбору содержания, продумыванию форм контроля за их выполнением. К подготовке лекционного занятия можно привлечь учащихся, поручив им найти материал по одному или двум пунктам лекции и изложить его план, подготовить иллюстративный материал, проанализировать демонстрационную таблицу, диапозитивы и т.д. Собеседование с учителями показывает, что старшеклассники из-за слабой сформированности ряда обще-учебных умений не всегда готовы воспринимать лекции, а сами учителя испытывают значительные эмоциональные перегрузки, так чтение лекций требует не только хорошего владения материалом, но и поддержания активного внимания учащихся. У учителей вызывает беспокойство и кажущееся отсутствие контроля за усвоением материала. Однако опыт работы показывает, что фронтальная или выборочная проверка знаний, выполненных в ходе лекции или итоговом контроле в сочетании с выступлением учащихся на уроках диалогах и семинарах, дает хорошие результаты и воспитывает ответственное отношение к лекции у учащихся.

В кабинет географии целесообразно вывесить памятку для учащихся «Как научится слушать лекцию».

Лекции имеют большее значение в формировании у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и обще-учебных умений – слушать, выделять главное, «свертывать» информацию, вести краткие записи, проводить самопроверку. Школьные лекции подготавливают старшеклассников к овладению более высоким уровнем ведения записей в процессе слушания; конспектированию текстуальному (полной фиксации содержания) и свободному (запись главных мыслей).

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru