Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Рассказ, как основа эмоционального изложения, формирующего географическое представление

Педагогика и воспитание » Методы устного изложения, как средство изучения географии » Рассказ, как основа эмоционального изложения, формирующего географическое представление

Рассказ обычно носит характер описания или объяснительного изложения. Например, рассказ о горах, землетрясениях. Учитель в рассказе выделяет признаки и свойства объекта, на основе которых у учащихся формируются представления и понятия. Рассказ должен вызывать у учащихся мысль, то есть понимание сообщаемого им материала, вызывать эмоции. Для этого учитель сам должен четко представлять внешний вид и свойства объектов, о которых он рассказывает. Особенно важно при этом выделять не только основные черты, главные особенности, а иногда и малосущественные, но и яркие и важные для образного представления. Большим мастером описания природы был А.П. Чехов. Описания природы должно быть весьма кратким, говорил он. В них надо хвататься за мелкие частности, группируя их так, чтобы при прочтении, когда закроешь глаза, создавалась картина.

При подготовке рассказа учитель обязан использовать научно – популярную литературу, дневники путешественников, а так же художественную литературу, в которых имеются сведения по теме урока особенно хрестоматийный материал. Фактически материал служит базой для установления причинно – следственных связей. Например: при рассказе о климате, учитель обязательно связывает его особенности с влиянием воздушных масс. Очень полезно при подготовке рассказа – описания просмотреть различные кинофильмы, картины или фотографии, показывающие внешний вид предметов рассказа. Огромное значение для образного рассказа – описания имеют непосредственные наблюдения учителя и его личные впечатления, полученные во время поездок и экскурсий. Ознакомившись с необходимым материалом и получив соответствующие представления, учитель должен наметить план, по которому он будет давать описание явлений и объектов, и отобрать их признаки и свойства, которые будет указывать на уроке. Например, учитель предполагает на уроке описать внешний вид, облик лесов южных районов Дальнего Востока. Что бы учащиеся получили представление об этих лесах, они должны знать главнейшие произрастающие в них растения, их соотношение и взаимоположение. В учебнике эти растения в основном перечислены и по некоторым из них даны признаки. Учитель, прежде всего, выделяет общие признаки леса (густота, многоярусность) и те растения, которые будет указывать в отношении каждого из этих растений. Так, говоря о березе, он может отметить, что ее ствол покрыт блестящей темно-бурой корой, которая, растрескиваясь, образует как бы чешую; рассказывая о маньчжурском орехе, можно сказать об его больших листьях на концах ветвей и об орехах с толстой кожурой, похожих на грецкие орехи. Опираясь на имеющиеся у учителя представления о лесе, он может дать полноценное его описание.

Объяснение учителя – доказательная форма изложения. Объяснение применяется в тех случаях, когда надо доказать то или иное положение, вскрыть взаимосвязи и причины изучаемых явлений и процессов. Например, объяснение процессов выветривания, образование метаморфических пород и т.д. Обычно описание – рассказ и объяснение применяются вместе, переплетаются друг с другом. Оба эти метода почти всегда сочетаются с работой по карте, работой с наглядными пособиями и беседой. Например, при объяснении деления горных пород на три генетические группы обязательно учитель должен иметь для показа образцы основных горных пород, магматические – гранит, сиенит, базальт; осадочные – песчаник; метаморфические – кварцит, мрамор. По ходу объяснения учитель обращается к учащимся с вопросом. Например, из каких минералов состоит гранит? Как образуется мрамор?

Это интересно:

Высшее образование
В Швеции насчитывается около 55 высших учебных заведений, из них 11 университетов. Большинство из них принадлежат государству или региональным муниципалитетам, и только некоторые являются частными. В университетах обучается около 300 тыс. студентов. Высшее образование является самым быстро развиваю ...

Методические рекомендации к проведению обобщающего повторения
При подготовке к повторительно-обобщающим урокам прежде всего определяются принципиально важные элементы знаний, умений и навыков, которыми должен владеть ученик по повторяемой теме; выделение этих элементов определяет объем повторяемого материала. Затем, исходя из специфики учебного материала, из ...

Методы обучения правописанию
Согласно традиции, в начальных классах сложились три направления в обучении правописанию (орфографии); они опираются на определенные закономерности и порождают свои направления и методы. Модель: Закономерности Направления Группы методов Правила орфографии Обозначение фонем буквами Фонемный и буквен ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru