Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание и структура критического мышления

Страница 3

Проверка на точность подразумевает больше, чем просто выявление истинности заявления. Часто случается так, что более важным является то, что не сказано. В этом случае факты могут быть поданы в таком порядке, что они приводят читателя к неправильному выводу. Когда человек сам знакомится с фактической информацией, он самостоятельно делает вывод.

Из-за отсутствия важной информации заявление может не иметь смысла.

К неправильному выводу могут привести также и неполные факты.

После проверки на точность следует проанализировать логическую последовательность и задать вопросы:

Точны ли факты?

Насколько они могут быть проверены?

Отсутствует ли важная информация, которая ведет к неправильному истолкованию фактов?

Четко ли прослеживается причинно-следственная связь событий?

Рассмотрение контекста. Психологи считают этот навык наиболее важным в критическом мышлении. Получая новую информацию, критически мыслящий человек всегда задает себе вопрос о том, в каком контексте данная информация имеет смысл. Он анализирует, может ли эта информация быть применена в любой ситуации или только в особых условиях. Он так же пытается определить, существуют ли случаи, где в действительности те же самые факты имеют другое значение. Следует принимать во внимание и культурологический аспект. Вероятно, трудно представить, что многие идеи и убеждения, которые важны с нашей точки зрения, сформированы под воздействием родной культуры и не являются универсальными для всех культур.

Изучение альтернатив. Как и предыдущие компоненты критического мышления данный навык может быть достигнут только при его тренировке. Для этого рекомендуется пользоваться рядом стратегий, которые будут описаны далее.

Итак, четыре принципа (выявление и оспаривание предположений; проверка фактической точности и логической последовательности; рассмотрение контекста; изучение альтернатив) формируют основу критического мышления. Взятые вместе, они позволяют критически осмыслить любую информацию, получаемую из средств массовой коммуникации, сети Интернет, общения с коллегами и сверстниками, и сделать правильный жизненный выбор.

С развитием у человека навыков критического мышления связывается его адаптируемость к условиям жизни. Критическое мышление есть «тщательно обдуманное взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем» . Таким образом, «критическое мышление можно определить как такое мышление, которое помогает нам принимать обдуманные, осмысленные решения о том, чему верить, что делать. К компонентам критического мышления можно отнести любознательность, скептицизм, рефлексию, рационализм». Применительно к российской культурной традиции эту дефиницию можно считать достаточно полной и емкой. Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением состоят в следующем:

Таблица 1

Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением

Критическое мышление

Обыденное мышление

Оценивающие суждения

Гадательные предположения

Взвешенное суждение

Личное предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Формулирование выводов на основе логических умозаключений

Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл»

Понимание принципов

Случайные ассоциации

Построение гипотезы

Предположение (без достаточных оснований)

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формирование суждений на основе критериев

Формирование суждений на основе опыта и примеров

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Особенности логического мышления младших школьников
Процесс мышления и речи составляет сложные единства. Мышление не "связано" с языком, но выражено в языке это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, который говорил о том, что язык есть непосредственная действительность мысли. Несмотря на то, что в онтогенезе отношения мышления ...

Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе
Развитие средств информационной культуры все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования. В настоящее время известно несколько программных сис ...

Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста
В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru