Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Содержание и структура критического мышления

Страница 3

Проверка на точность подразумевает больше, чем просто выявление истинности заявления. Часто случается так, что более важным является то, что не сказано. В этом случае факты могут быть поданы в таком порядке, что они приводят читателя к неправильному выводу. Когда человек сам знакомится с фактической информацией, он самостоятельно делает вывод.

Из-за отсутствия важной информации заявление может не иметь смысла.

К неправильному выводу могут привести также и неполные факты.

После проверки на точность следует проанализировать логическую последовательность и задать вопросы:

Точны ли факты?

Насколько они могут быть проверены?

Отсутствует ли важная информация, которая ведет к неправильному истолкованию фактов?

Четко ли прослеживается причинно-следственная связь событий?

Рассмотрение контекста. Психологи считают этот навык наиболее важным в критическом мышлении. Получая новую информацию, критически мыслящий человек всегда задает себе вопрос о том, в каком контексте данная информация имеет смысл. Он анализирует, может ли эта информация быть применена в любой ситуации или только в особых условиях. Он так же пытается определить, существуют ли случаи, где в действительности те же самые факты имеют другое значение. Следует принимать во внимание и культурологический аспект. Вероятно, трудно представить, что многие идеи и убеждения, которые важны с нашей точки зрения, сформированы под воздействием родной культуры и не являются универсальными для всех культур.

Изучение альтернатив. Как и предыдущие компоненты критического мышления данный навык может быть достигнут только при его тренировке. Для этого рекомендуется пользоваться рядом стратегий, которые будут описаны далее.

Итак, четыре принципа (выявление и оспаривание предположений; проверка фактической точности и логической последовательности; рассмотрение контекста; изучение альтернатив) формируют основу критического мышления. Взятые вместе, они позволяют критически осмыслить любую информацию, получаемую из средств массовой коммуникации, сети Интернет, общения с коллегами и сверстниками, и сделать правильный жизненный выбор.

С развитием у человека навыков критического мышления связывается его адаптируемость к условиям жизни. Критическое мышление есть «тщательно обдуманное взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем» . Таким образом, «критическое мышление можно определить как такое мышление, которое помогает нам принимать обдуманные, осмысленные решения о том, чему верить, что делать. К компонентам критического мышления можно отнести любознательность, скептицизм, рефлексию, рационализм». Применительно к российской культурной традиции эту дефиницию можно считать достаточно полной и емкой. Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением состоят в следующем:

Таблица 1

Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением

Критическое мышление

Обыденное мышление

Оценивающие суждения

Гадательные предположения

Взвешенное суждение

Личное предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Формулирование выводов на основе логических умозаключений

Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл»

Понимание принципов

Случайные ассоциации

Построение гипотезы

Предположение (без достаточных оснований)

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формирование суждений на основе критериев

Формирование суждений на основе опыта и примеров

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Особенности представлений детей 6-7 лет о нравственно-экономических нормах
Изучение представлений детей о нравственно-экономических нормах представлено следующими результатами. 40% детей имеют ясные, четкие представления о необходимости ремонта испорченных вещей. Они дали полные ответы, при этом пояснив возможные последствия этого поведения. Например: "Хорошо. Если н ...

Процесс воспитания с позиции П. Наторпа
Воспитание, как, стоя на позиции социальной педагогики, утверждал П.Наторп, имеет своей задачей «привести индивида к воссоединению с обществом, таким образом, за объективной и социальной точкой зрения должно оставаться всегда преобладающее значение». Не оперируя еще понятием «социализация» (оно вош ...

Организация университетов
Руководство Первоначально университет подчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должность называлась канцлер университета. Позднее, уже с 12 в. канцлер или становится выборным главой университета из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже. ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru