Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Наличие креативности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ » Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

Страница 5

Социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности, которая называется учебной деятельностью

С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему в готовой форме. В постоянной учебной деятельности заключается задача начальной школы. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельностью. Поскольку мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, мотив постепенно начинает терять силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Хотя мотив к общественно необходимой деятельности, в принципе, остается, побуждать к учению должно то содержание, которому учат в школе, считал Д. Б. Эльконин. Необходимо формировать учебную мотивацию.

Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связанны с позицией школьника, осуществлением обшественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Только таким образом наполняются содержанием широкие социальные мотивы, конкретно связанные с деятельностью, которая осуществляется школьником. Позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего себя и тем самым совершающего общественно значимую деятельность.

Охарактеризованные мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Отличие от познавательных интересов состоит в том, что они направлены не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области изучаемого предмета.

Познавательные интересы удовлетворяются самыми различными способами, и ребенок приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержаться в рассказах книг для чтения. Все эти сведения приобретаются по ходу встреч с теми или иными явлениями действительности, т. е. стихийно. В школе способ приобретения знаний отличается систематичностью, и то, примет ли ребенок этот новый способ, будет завесить от его готовности к школе.

В исследовании Л. И. Божович новообразование, возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста или в период кризиса 7 лет и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми и на новом уровне («внутренняя позиция школьника»), было предложено в качестве низшего актуального уровня психологического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включится в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика .

Однако, как правило, в мотивационной сфере поступающего в школу ребенка представлены разные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать.

В случаи доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию – позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. В общих чертах первоклассник знает, что он должен делать как ученик, т. е. как он должен исполнять роль ученика. Такой первоклассник полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребности в общении на новом уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Учебно-лекционные модули по дисциплине "Социология"
Критерии, с которыми студенты знакомятся на первом занятии: 100 – 80 баллов = "отлично" 79 – 60 баллов = "хорошо" 59 – 40 баллов = "удовлетворительно" 39 – 0 баллов = "неудовлетворительно" За посещение лекции студент получает 0,7 балла, за посещение семинара ...

Проект занятий, развивающих самостоятельность, будущих экономистов
Педагогический эксперимент, в котором приняли участие 106 студентов 1-2-х курсов. Опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретической модели формирования учебной самостоятельности будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку состояла из трех этапов: констатирующего, формиру ...

Использование технологии знаково-контекстного обучения во время изложения дисциплины
Я предлагаю проводить внедрение технологии знаково-контекстного обучения в теме "дифференциальные уравнения" следующим образом. На вводной лекции, когда даны основные понятия, следует рассказать студентам о широком применении дифференциальных уравнений и их прикладной значимости, поскольк ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru