Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Необходимо использовать и смысловое, и механическое запоминание, то есть многократно повторить материал после того, как он понят при запоминании стихотворений, иностранных слов, дат и тому подобного. Нельзя полностью обойтись в обучении без механического запоминания.
Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.
Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.
В. Д. Шадриков, один из крупнейших отечественных психологов, выдающийся ученый и педагог, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:
Группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям.
Структурирование материала - установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах.
Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.
Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.
Перекодирование - вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.
Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание.
Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.
Воспроизведение - существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).
Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.
Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.
Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.
Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент.
Сохранение и забывание - это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
Итак, качества памяти:
- быстрота запоминания; однако, она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами;
- прочность сохранения;
- точность памяти - отсутствие искажений, пропусков существенного;
Это интересно:
Методические рекомендации по реализации проблемного обучения на кружковых
занятиях в 5 классе
В качестве одной из главных целей, которые мы ставили перед собой в данной работе, являлась разработка занятий для проведения кружка математики в 5 классе с использованием метода проблемного обучения. Данная возрастная категория выбрана не случайно, так как в 5 классе учатся дети 11-12 лет. Это пер ...
Модели гражданского воспитания школьников
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении ...
Методики изучения детской одарённости
Одними из применяемых в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур являются тесты интеллекта. Подобные тесты представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллект ...