Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Представления умственно отсталого ребенка о природе

Страница 3

Детям известны и названия рыб, на этот вопрос дали ответы 61% испытуемых. Наиболее часто упоминались щука и акула, но были названы и другие: карась, окунь, бычки, дельфин. Место обитания рыб указали все дети, за исключением одного ребенка. Даже те из испытуемых, которые не помнят названий рыб, уверены, что они живут «в море, в воде, в речке», двое учащихся назвали местом обитания рыб аквариум.

Отличия между птицами и рыбами дети устанавливают по признаку их передвижения: «птица летает, а рыба плавает», «рыбы не летают, а птицы летают», «они плавают, а птицы -- нет», «они любят плавать, а птицы рождаются летачими». Некоторые дети указывают на внешние отличия: «у рыб нет крыльев»; 26% учащихся не сумели ответить на вопрос об отличиях птиц и рыб.

Следует отметить, что у испытуемых существуют некоторые фрагментарные представления о насекомых. И хотя лишь 20% испытуемых используют в речи само понятие насекомые, однако их изображения правильно выбрали из серии предметных картинок все дети. Так, 48% детей самостоятельно назвали бабочку, муху, комара, стрекозу. Определяя по картинкам (жук, бабочка, стрекоза, гриб) четвертый лишний предмет, 72% детей сделали это правильно. Часть детей из числа справившихся с заданием не сумели объяснить свои действия, остальные ученики пояснили их следующим образом: «гриб растет на земле, а эти летают», «гриб растение, а не насекомое», «гриб не летает», «эти одни летучки».

Определение времени года по ряду признаков на основе вербального описания показало следующее: зиму узнали 77% , лето -- 50%, осень -- 39%, весну -- 17%. Сходные результаты получены при определении времени года по картине: зиму узнали 88% детей, лето -- 61%, осень -- 55%, весну-- 11%. Распознавание времен года у испытуемых чаще всего связано было с их собственным опытом: они говорили о видах занятий: зимой -- «катаются на санках», «играют в хоккей», «лепят снеговиков»; летом -- «купаются», «загорают», «едут в лагерь»; осенью -- «идут в школу». Значительно реже в ответах детей можно было отметить характеристики, связанные с наблюдениями явлений природы: зима -- «снег», «лежит снег», осень --«идут дожди», «листья опадают».

Многие дети испытывали затруднения, отвечая на вопрос о причинах наблюдаемых явлений: почему зимой -- холодно, летом -- жарко, весной -- тает снег, а осенью -- опадают листья. Умственно отсталые дети (61%) указывали не причину, а следствие того или иного явления: «зимой холодно, потому что выпал снег, мороз, ветер дует». Причину же летней жары 44% испытуемых верно связали с деятельностью солнца: «солнце греет», «солнце выглянуло», «солнце ближе, сильно печет». Возможно, что эта связь им более понятна, так как она эмоционально окрашена. 33% учащихся объясняют таяние снега весной приближением лета: «наступает лето», «лето должно быть, тепло наступает»; у 44% испытуемых осенние изменения -- это признак приближающейся зимы: «зима начинается, пора холодам наступать», «наступает зима», «холод настает, деревья не выдерживают холода».

Таким образом, изучение состояния представлений о живом мире у умственно отсталых старших дошкольников позволяет сделать следующие предварительные выводы:

сравнительно более четкими у этих детей являются представления о себе, ближайшем окружении, строении человеческого тела, органах чувств и их функциях, что, по-видимому, объясняется доступностью названных объектов личному практическому опыту; однако эти представления фрагментарны, многие из них отличаются неточностью. Более отчетливо недостаточность знаний об окружающем мире выявляется у детей с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы;

несмотря на то, что у большинства детей имеются представления об объектах живой и неживой природы, они недостаточно точны, не отражают взаимоотношений, существующих между объектами и явлениями окружающего их мира;

наибольшую трудность для умственно отсталых детей представляет осмысление и объяснение причинно-следственных зависимостей в мире природы. Наиболее трудными для детей явились вопросы, связанные с пониманием временных и сезонных изменений в природе, однако необходимые предпосылки для начала работы и в этом направлении.

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского
В. А. Сухомлинский огромное значение придавал трудовому обучению ребенка. «Общественная значимость производительного труда, говорил он, определяется тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ...

Исторический экскурс проблемного обучения
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский)1. В ХХ столетии идеи проблем ...

Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Воспитание и обучение детей осуществляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время проведения режимных моментов, во включении детей в различные виды деятельности, на протяжении всего пребывания детей в дошкольном учреждении. Развитие памяти детей в нашем исследовании осуществляло ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru