Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Выявление уровня сформированности навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта 3 класса

Страница 1

Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков чтения (выразительность, беглость, правильность, сознательность) у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В эксперименте принимали участие учащиеся 3-го класса (15 человек) специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Читы.

Чтение проверялось индивидуально. Материалом для обследования служат специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию.

Обследование велось по следующим направлениям:

1. Изучение школьной документации (личные дела, медицинские карты, письменные работы);

Изучение документации показало, что в 1 класс зачислены дети с диагнозом:

1) 61% - олигофрения в степени выраженной дебильности

2) 26% -олигофрения в лёгкой степени

3) 13% - олигофрения в нерезко выраженной степени имбецильности

2. Индивидуальное обследование:

-сформированность фонематического восприятия

При обследовании фонематического слуха использовались общепринятые логопедические методы:

1) Определение отсутствия или наличия заданного звука в словах (слогах)

2) Повторение звуков или пар звуков, не имеющих акустико- артикуляционного сходства (с-м, щ-р, у-ч), а затем близких по звучанию и артикуляции (с-ш, з-ж, с-з, р-л, д-т)

3) Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу и подбор к ним картинок

4) Повторение сходных по звучанию слов

5) Выделение гласного звука, стоящего в начале (конце) слова

6) Выделение согласного звука, стоящего в начале (конце) слова

7)Составление слова из заданного количества звуков (к, о, т; м, а, к; д, о, м)

Данные о выполнении заданий при обследовании фонематического восприятия свидетельствуют о трудностях, испытываемые детьми.

Результаты позволяют сделать вывод, что задание на выделение звуков оказалось для многих недоступным. Самыми многочисленными из всех допущенных ошибок являются: повторение первого слога или всего слова вместо выделения начального звука, называние любого другого звука, часто даже не присутствующего в слове (слоге).

Затруднения при составлении слов, характерные для всех учащихся, говорят о несформированной способности к синтезированию, восстановлению в своём представлении разделённых на звуки (слоги) слов.

В зависимости от характера допущенных в ходе обследования фонематического слуха ошибок, все ученики были разделены на две группы:

1) Дети с резким фонематическим недоразвитием (Маша Н., Миша Р., Артём Ш., Таня Ж., Вова Д., Вера У., Андрей Б.) – 7 человек

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп; затруднения в анализе не только нарушенных в произношении звуков, но и верно артикулируемых.

2) Дети с недостаточно сформированным фонематическим слухом (Паша Л., Женя Д., Алёша П., Серёжа Я., Аня Р., Ваня Я., Юля М., Женя К.)- 8 человек

-замены гласных и согласных, в основном, сходными по звучанию; пропуски звуков в словах со стечением согласных; искажения звуковой структуры слова.

Группа, принимавшая участие в эксперименте, неоднородна по выраженности дефекта: у учащихся с более сохранным уровнем интеллекта (диагноз: олигофрения степени умеренно-выраженной дебильности) уровень фонематического слуха соответствует низкому или среднему уровню. У учащихся с диагнозом олигофрения степени выраженной дебильности уровень фонематического восприятия соответствует низкому уровню.

Анализ специфических ошибок показал, что наиболее часто в речи детей встречаются замены звонких согласных глухими и наоборот; замены сонорных согласных (Л – Р, Л – Р, М – Н, М – Н, Л – Й); взаимозамены свистящих и шипящих звуков; взаимозамены свистящих звуков. Реже встречаются замены твердых согласных мягкими и наоборот – такие ошибки более характерны для учащихся первого класса.

Таким образом, в ходе эксперимента выявлены следующие особенности фонематического слуха умственно отсталых детей 3 класса:

фонематический слух умственно отсталого ребенка находится на низком уровне развития;

недостатки фонематического слуха приводят к затруднению дифференциации звуков, что способствует появлению специфических ошибок в устной и письменной речи;

- состояние зрительного восприятия

Обследование уровня сформированности зрительного восприятия детей с недостатками интеллекта проводилось по следующим параметрам:

1) Зрительный гнозис:

-называние предметов по их контурам

-называние недорисованных предметов

-называние перечёркнутых изображений

-выделение предметных изображений, наложенных друг на друга

-распределение предметов по величине

-подбор картинок к цветовому фону

-нахождение заданной фигуры среди других

-работа с разрезными картинками

2) Буквенный гнозис:

-выделение букв, наложенных друг на друга

-конструирование (реконструирование) печатных букв из бумаги

-определение букв в непривычном расположении

3) Зрительная память

-запоминание картинок

-расположение букв в заданной последовательности

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Развитие личности как педагогическая проблема
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психоло ...

Освоении слоговой структуры многосложных слов. Причины и закономерности слоговой элизии
Л.Б. Есечко показывает, что нарушения слогового состава слова проявляются прежде всего в неправильном воспроизведении слоговой структуры слова - в неумении передать нужное количество слогов. Наблюдаются и более сложные искажения, совмещающие неправильное воспроизведение структуры слова с ошибками в ...

Качество обучения иностранному языку
Качество обучения – это уровень подготовки учащихся к ответам, умению выразить мысль. Проявляется в формировании навыков и умений от простого к сложному. Качество обучения иностранному языку – это умение общаться и грамотно строить беседу на иностранном языке. Качество обучения зависит от качества ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru