Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Виды аспектного анализа урока:
- педагогический анализ;
- психологический анализ;
- методический анализ;
- гигиенический анализ.
Целесообразно рассмотреть компоненты каждого из предлагаемых в литературе видов анализа урока.
Психологический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: управление внимание учащихся; управление развитием мнемонических особенностей; учет закономерностей функционирования и развития мышления.
Методический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: основная учебная цель урока; методическая логика урока; использование различных средств обучения; использование различных методических приемов; использование различных организационных форм обучения.
Гигиенический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: характеристика учащихся класса; учет возрастных особенностей учащихся; соблюдение санитарно-гигиенических требований; предупреждение утомления и перегрузки школьников; владение учителем приемами саморегуляции в профессиональной деятельности.
Педагогический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: место урока в системе уроков; правильность постановки цели урока; организация урока; содержание урока; методика проведения урока; общение на уроке; работа и поведение учащихся на уроке.
Также в литературе предложены следующие формы анализа урока:
1 - краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2 - структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 - системный анализ — это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;
4 - полный — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;
5 - структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
6 - комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 - психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8 - дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 - аспектный анализ — это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или "отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Это интересно:
Методы и приемы обучения физическим упражнениям
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические. К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии ...
Последипломное образование
Последипломное образование можно получить, но не во всех шведских вузах (их список см. на сайте Шведского Института www.si.se) Чтобы быть допущенным к последипломному образованию необходимо иметь диплом об окончании обучения, по крайней мере, по трёхгодичной программе. Существуют некоторые дополнит ...
Актуальность и необходимость
гражданского и патриотического воспитания в условиях современной России
Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной. Распад СССР и дальнейшая дезинтеграция российского общества оказали влияние на развитие гражданского и патриотического воспитания. Граждан ...