Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Олигофренопедагогика

Страница 2

Традиционно отечественная О. отвергает получившую распространение во многих странах практику изолированной тренировки отд. органов чувств и моторики умственно отсталых детей (сенсорно-моторная культура, психическая ортопедия) как ведущего средства исправления недостатков. Упражнения, развивающие сенсорную и двигательную сферу ребёнка, полезны, если они не оторваны от остальных звеньев учебного процесса. Наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Важную роль в О. играет всестороннее и динамичное изучение особенностей умственно отсталого ребёнка, которое включает широкий план клинических, нейрофизиологических, психологических и педагогических исследований. Существ, значение имеет раннее выявление умственной отсталости и своевременное начало спец. обучения. Коррекционно-воспитатательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми осуществляется, как правило, в дет. домах-интернатах, находящихся в ведении органов социальной защиты, а в отд. случаях - в спец. классах при вспомогательных школах, подведомственных органам управления образованием. Учебные занятия с этой категорией детей предусматривают пропедевтику и обучение родному языку и элементарному счёту, воспитание навыков общения. Существенное место занимает предметно-практическая деятельность, хоз.-бытовой труд и самообслуживание. Начиная с 4-го года обучения проводится трудовая подготовка. Большое внимание уделяется физическому и эстетическому воспитанию детей.

О. тесно связана с рядом смежных наук: общей и спец. психологией, психолингвистикой, мед. генетикой, педиатрией, невропатологией и др. Важным источником обогащения О. является практика спец. школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта.

В Росссийской Федерации олигофренопедагогов готовят дефектологические факультеты и отделения педагогических. институтов. Научно-исследовательская, работа в области О. ведётся в Институте коррекционной педагогики РАО, в некоторых др. научных учреждениях, а также на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов.

За рубежом вместо термина "О." применяются понятия "лечебная педагогика", "социально-реабилитационная педагогика", "спец. педагогика", "педагогика спец. школы" и др. Такая терминология не содержит чёткого указания на то, какой ребёнок является объектом данной отрасли педагогики, что даёт повод для значит, расширения круга лиц, включаемых в сферу спец. обучения и воспитания. В частности, объектом "лечебной педагогики" в Германии, Австрии, Швейцарии оказываются дети с любыми психическими и физическими недостатками, в то время как объектом О. являются лишь дети с клиническими и психолого-педагогическим диагнозом "умственная отсталость".

Социальная и трудовая адаптация слабоумных рассматривается во мн. странах мира как кардинальная задача спец. воспитания и обучения. Это достигается ослаблением недостатков психофизического развития аномальных детей и формированием у них положит, личностных качеств, а также специфической направленностью общеобразовательной подготовки и развития познавательных процессов.

В США, Германии и некоторых др. странах существует тенденция к снижению роли мед. фактора при изучении и диагностировании умственной отсталости и пограничных с ней состояний. В системе отбора детей преобладают методы тестового обследования, с помощью которых измеряются умственные способности и устанавливается интеллектуальный коэффициент.

Усилению внимания к вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей в значит, мере способствуют международной организации: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ помощи умственно неполноценным лицам.

Олигофренопедагогов готовят дефектологические факультеты педагогических институтов (см. Педагогическое образование). Научно-исследовательская работа в области О. ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР и на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов.

Очевидно, что философы и педагоги античности, как и гении Ренессанса, могли достичь определенных успехов в обучении неслышащих , незрячих и интеллектуально несостоятельных детей. Однако исторических свидетельств подобных педагогических экспериментов нет. Можно предположить, что столь долгое невнимание к телесно и душевно больным людям со стороны ученых обусловлено морально-нравственной атмосферой прошлых столетий.

Описать этот климат, измерить температуру отношения ординарного большинства к отклоняющемуся от нормы меньшинству представляется необходимым, иначе трудно понять, почему человечество за несколько тысячелетий своего существования относительно недавно пришло к мысли о необходимости призрения, воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей
Задачи данного параграфа. Раскрыть особенности поведения детей младшего школьного возраста из неполных семей В результате одностороннего воспитания могут появиться различные нарушения в развитие личности ребенка. И не исключено, что дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного во ...

Методы и приемы обучения физическим упражнениям
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические. К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии ...

Основные педагогические идеи Я.А. Коменского
Свой главный педагогический труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский начал писать в Чехии и закончил в Польше. Первоначально написан на чешском языке, затем в 1638 г. переведён Я. А. Коменским на латинский язык и издан в Амстердаме в 1657 г. В настоящей книге печатается по изданию: Коменский Я. А. И ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru