Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Олигофренопедагогика

Страница 2

Традиционно отечественная О. отвергает получившую распространение во многих странах практику изолированной тренировки отд. органов чувств и моторики умственно отсталых детей (сенсорно-моторная культура, психическая ортопедия) как ведущего средства исправления недостатков. Упражнения, развивающие сенсорную и двигательную сферу ребёнка, полезны, если они не оторваны от остальных звеньев учебного процесса. Наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Важную роль в О. играет всестороннее и динамичное изучение особенностей умственно отсталого ребёнка, которое включает широкий план клинических, нейрофизиологических, психологических и педагогических исследований. Существ, значение имеет раннее выявление умственной отсталости и своевременное начало спец. обучения. Коррекционно-воспитатательная работа с глубоко умственно отсталыми детьми осуществляется, как правило, в дет. домах-интернатах, находящихся в ведении органов социальной защиты, а в отд. случаях - в спец. классах при вспомогательных школах, подведомственных органам управления образованием. Учебные занятия с этой категорией детей предусматривают пропедевтику и обучение родному языку и элементарному счёту, воспитание навыков общения. Существенное место занимает предметно-практическая деятельность, хоз.-бытовой труд и самообслуживание. Начиная с 4-го года обучения проводится трудовая подготовка. Большое внимание уделяется физическому и эстетическому воспитанию детей.

О. тесно связана с рядом смежных наук: общей и спец. психологией, психолингвистикой, мед. генетикой, педиатрией, невропатологией и др. Важным источником обогащения О. является практика спец. школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта.

В Росссийской Федерации олигофренопедагогов готовят дефектологические факультеты и отделения педагогических. институтов. Научно-исследовательская, работа в области О. ведётся в Институте коррекционной педагогики РАО, в некоторых др. научных учреждениях, а также на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов.

За рубежом вместо термина "О." применяются понятия "лечебная педагогика", "социально-реабилитационная педагогика", "спец. педагогика", "педагогика спец. школы" и др. Такая терминология не содержит чёткого указания на то, какой ребёнок является объектом данной отрасли педагогики, что даёт повод для значит, расширения круга лиц, включаемых в сферу спец. обучения и воспитания. В частности, объектом "лечебной педагогики" в Германии, Австрии, Швейцарии оказываются дети с любыми психическими и физическими недостатками, в то время как объектом О. являются лишь дети с клиническими и психолого-педагогическим диагнозом "умственная отсталость".

Социальная и трудовая адаптация слабоумных рассматривается во мн. странах мира как кардинальная задача спец. воспитания и обучения. Это достигается ослаблением недостатков психофизического развития аномальных детей и формированием у них положит, личностных качеств, а также специфической направленностью общеобразовательной подготовки и развития познавательных процессов.

В США, Германии и некоторых др. странах существует тенденция к снижению роли мед. фактора при изучении и диагностировании умственной отсталости и пограничных с ней состояний. В системе отбора детей преобладают методы тестового обследования, с помощью которых измеряются умственные способности и устанавливается интеллектуальный коэффициент.

Усилению внимания к вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей в значит, мере способствуют международной организации: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ помощи умственно неполноценным лицам.

Олигофренопедагогов готовят дефектологические факультеты педагогических институтов (см. Педагогическое образование). Научно-исследовательская работа в области О. ведётся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР и на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов.

Очевидно, что философы и педагоги античности, как и гении Ренессанса, могли достичь определенных успехов в обучении неслышащих , незрячих и интеллектуально несостоятельных детей. Однако исторических свидетельств подобных педагогических экспериментов нет. Можно предположить, что столь долгое невнимание к телесно и душевно больным людям со стороны ученых обусловлено морально-нравственной атмосферой прошлых столетий.

Описать этот климат, измерить температуру отношения ординарного большинства к отклоняющемуся от нормы меньшинству представляется необходимым, иначе трудно понять, почему человечество за несколько тысячелетий своего существования относительно недавно пришло к мысли о необходимости призрения, воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Отбор музыкальных произведений
Отбор музыкальных произведений - важнейшее и обязательное условие полезного применения музыки - заключается в том, чтобы подбираемые преподавателем произведения нравились занимающимся. Чем больше используемая на уроке физкультуры музыка нравится учащимся, тем сильнее проявляется ее положительное во ...

Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы
У ч е б н а я п р о г р а м м а - это документ. в котором в соответствии с требованиями к личности будущего специалиста определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Приведенное определение понятия “ учебная программа “ соответствует сложившему ...

Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru